Самарская область

Население
3211187чел
Площадь
53565км 2

Административный центр

Самара

Федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Образована 14 мая 1928 года как Средневолжская область. 

Территория нынешней Самарской области вошла в состав России в середине XVI века, после присоединения Казанского и Астраханского ханств к Московскому царству. В XVII—XVIII веках территория Среднего Поволжья заселялась переселенцами из других районов страны и иностранцами. С середины XIX века территория испытывала экономический подъем, Самара становится одним из важных центров внутрироссийского рынка зерна, что привело к развитию торговли и промышленности в городе. С 1851 года Самара — центр одноименной губернии.

В ходе Октябрьской революции и Гражданской войны население Самарской губернии выступило против политики большевиков.

В 1935 году Самара была переименована в Куйбышев и носила это название до 1990 года. Индустриализация первых пятилеток не обошла стороной Куйбышевскую область — в городе Чапаевск на базе дореволюционного военного завода началось создание группы предприятий, производивших взрывчатые и отравляющие вещества и боеприпасы, в области появился ряд других оборонных предприятий. В конце 1930-х годов силами заключенных ГУЛАГа началось сооружение Куйбышевского гидроузла, которое было прекращено в связи с обнаружением месторождений нефти.

В годы Великой Отечественной войны область стала одним из центров оборонной промышленности страны — в 1941 году был запущен НПЗ в Сызрани, обеспечивавший армию горючим, в Куйбышев из Москвы и Воронежа были эвакуированы авиационные заводы, наладившие выпуск штурмовиков «Ил-2». В 1942 через Сызрань прошла т. н. Волжская рокада — железная дорога, использовавшаяся для снабжения советских войск в ходе Сталинградской битвы. В 1941—1943 в Куйбышеве размещались дипломатические миссии иностранных государств, в 1941 году существовали планы переноса столицы СССР в Куйбышев в случае захвата немецкими войсками Москвы.

В 1950—1960-х годах область была одним из ведущих центров нефтедобычи в СССР, в 1945—1951 для переработки нефти были построены Куйбышевский и Новокуйбышевский НПЗ. Параллельно было возобновлено строительство Жигулевской ГЭС, которая была запущена в 1955 году. В связи со строительством ГЭС был затоплен город Ставрополь, и отстроен на новом месте, позднее он получил имя — Тольятти. В дальнейшем созданная во время сооружения ГЭС строительная база использовалась для создания в Тольятти серии других промышленных предприятий — завода минеральных удобрений «КуйбышевАзот», завода синтетического каучука «Тольяттикаучук» (1964—1966), Волжского автозавода (1970), а также крупнейшего в стране и мире производителя аммиака комбината «ТольяттиАзот» (1979).

В областном центре в эти же годы было расширено авиационное производство и начат на Куйбышевском авиационном заводе выпуск самого массового советского пассажирского среднемагистрального самолета Ту-154, выполнялись заказы в рамках советской ракетно-космической программы («ЦСКБ-Прогресс»). Резко выросшая потребность в квалифицированном инженерном персонале привела к развитию в области высшего образования, в основном технического профиля. В то же время бурный рост промышленности и приток большого числа молодого населения из других регионов страны (в 1939—1990 гг. население области выросло более чем вдвое) создал большую нагрузку на социальную инфраструктуру, которая развивалась намного медленнее. Например, население Самары уже в конце 1960-х годов превысило 1 млн жителей и по советским стандартам город получил право претендовать на метро; Самарский метрополитен был открыт в 1987 году (решение о строительстве было принято в 1978 году). В Тольятти, население которого в конце 1980-х превышало 600 тыс. жителей, высшее образование было представлено только Политехническим институтом, хотя промышленное развитие города к этому времени фактически закончилось.

В постсоветский период Самарская область благодаря накопленному экономическому потенциалу и сформировавшимся местным элитам стала одним из экономических и политических субцентров страны, в крупнейших городах области (Самаре и Тольятти) начала активно развиваться сфера услуг. С середины 2000-х годов уровень экономической и политической самостоятельности региона сильно сократился.

Область расположена в юго-восточной части европейской территории России, в среднем течении Волги, по обеим ее сторонам.

Климат Самарской области умеренно-континентальный.

Экономика

Природные ресурсы представлены полезными ископаемыми и гидроресурсами. Полезные ископаемые представлены топливными ресурсами — нефтью, газом и горючими сланцами, а также строительным сырьем: пески, известняк, доломит, мел, глина, сера, опока. Самые богатые месторождения нефти: Мухановское, Дмитриевское и Кулешовское. Глубина их залегания до 3000 м.

Машиностроительные отрасли, прежде всего  автомобилестроительная и авиационно-космическая, являются ядром экономики Самарской области. Именно эти отрасли отражают суть процессов, происходящих в региональном машиностроении.

На предприятиях автомобилестроения и авиационно-космической отрасли занято более 13% населения задействованного в экономике Самарской области, обеспечивается около 30% отгрузки промышленных товаров, инвестируется около 10% капиталовложений в основной капитал.

Автомобилестроение является ведущей отраслью машиностроения определяющей экономический и социальный уровень развития Самарской области. Только ОАО «АВТОВАЗ» обеспечивает заказами на сумму около 65 млрд. рублей более 240 предприятий различных отраслей экономики области.

Успешно проведена подготовка и в ноябре 2011 года осуществлен запуск в серийное производство нового автомобиля эконом-класса Лада Гранта. В 2011 году продолжалась подготовка мощностей, с внедрением производственной системы Альянса к выпуску новых моделей на платформе В0 и в 2012 году стартовало производство и продажи одной из таких моделей – Лада Ларгус.

В 2012 году начато производство и продажи Лада Гранта с автоматической коробкой скоростей. Кроме того организовано производство Лада Гранта на промышленной площадке в Ижевске. Совместно с Ниссан успешно проводится реформирование и развитие производства пластмассовых изделий.

Все это оказалось возможным благодаря мерам государственной поддержки предприятия в период кризиса 2009-2010 г.г., предпринятым для выведения ОАО «АВТОВАЗ» из тяжелейшего финансового положения. В соответствии со Стратегией развития ОАО «АвтоВАЗ» в 2015 году производство автомобилей достигнет 1,2 млн. штук.

Крупный инвестиционный проект по производству новых Шевроле Нива будет реализован ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» в рамках особой экономической зоны «Тольятти».

В авиационно-космической отрасли, аккумулирующей передовые технологии и служащей источником высококвалифицированных кадров для всех отраслей промышленности, наблюдается позитивная динамика развития.

ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ – Прогресс» - головное предприятие аэрокосмического комплекса, ведущее российское предприятие и один из мировых лидеров в области создания и эксплуатации ракетно-космической техники. «ЦСКБ-Прогресс» - единственный в России разработчик и изготовитель ракет-носителей среднего класса выполняет более трети всех запусков в мире. С 2002 года в сотрудничестве с иностранными партнерами ГНПРКЦ «ЦСКБ–Прогресс» реализует проект «Союз в Гвианском космическом центре», где предприятию принадлежит ключевая роль.

Улучшилась ситуация и в двигателестроении, основу которого составляет ОАО «Кузнецов» - предприятие, созданное путем объединения ряда ведущих производственных предприятий и проектных организаций отрасли. Учитывая значимость самарского моторостроения для национальной безопасности России, предприятия, расположенные в регионе, по инициативе Правительства Самарской области согласно Указу Президента России были интегрированы в Объединенную двигателестроительную корпорацию.

Перспективы развития крупнейшего предприятия в области авиастроения - ОАО «Авиакор-Авиационный завод» определяются решением вопроса об интеграции с Объединенной авиастроительной корпорацией и обеспечением загрузки предприятия заказами на производство Ан-140-100.

Также среди крупнейших предприятий Самарской области можно назвать ОАО «Самарский подшипниковый завод», ОАО «Завод авиационных подшипников», ООО «Волжский машиностроительный завод», ОАО «Алкоа-СМЗ», ОАО «РОССКАТ», ОАО «Тяжмаш», ОАО «Сызранская швейная фабрика», ЗАО «Обувьпром», ООО «Технолайн».