КАМАЗ начал разработку первого в России беспилотного автомобиля

Прототип транспортного средства нового поколения появится в России уже в 2015-2016 годах. В 2017 году автономный грузовик планируется вывести на дороги Татарстана. А к 2020-му должно быть запущено массовое производство беспилотных КАМАЗов.

Корпорация КАМАЗ и компания Cognitive Technologies объявили начале совместного проекта по созданию к 2020 году беспилотного транспортного средства нового поколения на базе автомобиля КАМАЗ, сообщил Интерфакс со ссылкой на пресс-релиз IT-компании.

На реализацию проекта КАМАЗ выделит 90 млн рублей. Еще 300 млн рублей Cognitive Technologies получила от министерства образования и науки РФ по итогам конкурса в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

Главная цель разработки – обеспечение безопасности грузового автомобильного транспорта и дорожного движения на магистралях России.

Грузовики, оборудованные специальной системой, смогут работать автоматически при любых погодных условиях (кроме случаев недостаточной видимости, определяемых требованиями ПДД). В частности, система будет распознавать пешеходов вне зависимости от направления их движения, а также любые другие препятствия. Время обнаружения опасности и реакции на нее составит не более 0,3 секунды. Кроме того, система будет способна распознавать дорожные знаки, участников движения независимо от ракурса, частичного заслонения и направления движения, а также сигналы светофора.

В проекте отдельно оговаривается особое требование к разработчикам – создать такую систему, которая сможет работать в отечественных условиях. А также будет более совершенной, чем зарубежные аналоги.

Применять беспилотник планируется в логистике, сельском хозяйстве, ЖКХ и промышленности.

В качестве технологической основы планируется использовать так называемую пассивную (поглощающую сигнал) модель компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия информация считывается с видеокамер.

Согласно «дорожной карте» проекта, в 2015–2016 годах пройдут испытания и эксплуатация прототипа на полигонах автоконцерна. В 2017 году беспилотный КАМАЗ планируют вывести на дороги Татарстана. К 2020-му должно быть запущено массовое производство беспилотников.

В КАМАЗе информацию подтвердили, но от комментариев отказались, говорится в сообщении Интерфакса.

По мнению экспертов, беспилотные автомобили пока не соответствуют ни законодательству РФ, ни состоянию российских дорог, на которых зачастую нет ни разметки, ни знаков. Так, председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин подчеркивает, что ПДД и закон «О безопасности дорожного движения» не предусматривают участников движения без управления водителя. Для легализации таких автомобилей в эти и ряд других документов потребуется внести изменения.

Тем не менее специалисты считают разработку такой модели весьма актуальной. К примеру, в июле 2014 года директор департамента металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга Алексей Михеев отмечал, что в России по вине водителей грузового транспорта ежегодно гибнут более двух тысяч человек, а «безопасная система автономного управления позволит решить эту проблему».

Напомним, впервые КАМАЗ объявил о своих планах по созданию автономных автомобилей еще в 2013 году, в рамках концепции развития «Проект двадцатого года». Помимо беспилотного грузовика в списке значились электромобиль и автобус с газовой силовой установкой. В производство планировалось инвестировать до 60 млрд рублей.

Летом прошлого года СМИ вновь сообщали, что КАМАЗ собирается изготовить беспилотный автомобиль к 2020 году. Тогда компания прорабатывала алгоритмы дистанционного управления грузовиками во вредных для человека зонах.

Также напомним, что 28 мая 2014 года миру был представлен автономный автомобиль, способный двигаться без водителя, разработанный корпорацией Google. Эта компания пока единственная, которая добилась разрешения властей на перемещение машины-робота по определенным дорогам общего пользования в Неваде. Для автомобилей без водителя были введены специальные номера – знак бесконечности на красном фоне (когда начнется коммерческое использование, красный цвет заменят зеленым). Инвестиции в проект составили два млн долларов. По словам главы проекта Криса Урмсона, продажи беспилотных автомобилей должны начаться в 2020 году.

Помимо Google разработкой автономных автомобилей занимаются и другие международные корпорации: General Motors, Volvo, Daimler, MadeInGermany.

Группа компаний «КАМАЗ» (от Камский автомобильный завод) – крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. Занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей. Выпускает также автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые миниэлектростанции и комплектующие. Основное производство расположено в городе Набережные Челны Республики Татарстан

Уставный капитал КАМАЗа составляет 35,36 млрд. рублей. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам.

Cognitive Technologies – российская компания, занимающаяся разработкой и внедрением программного обеспечения. Центральный офис Cognitive Technologies расположен в Москве. Осуществляет деятельность в ряде стран мира.

Создана в 1993 году на базе Лаборатории искусственного интеллекта Института Системного Анализа РАН (бывший ВНИИСИ АН СССР) Ольгой Усковой и Владимиром Арлазаровым.

Основа коллектива разработчиков компании Cognitive Technologies сформировалась еще в 1968 году под руководством В. Л. Арлазарова. Коллектив создал ряд информационных комплексов и автоматизированных систем управления для органов государственной власти и крупных промышленных предприятий СССР, программу «КАИССА» (первый чемпион мира по шахматам среди компьютеров), а также «советский Microsoft» – СУБД ИНЕС.