Советские космические разработки востребованы и полвека спустя

«Лунный двигатель» НК-33 дождался своего космического полета

Советскую сверхтяжелую ракету-носитель Н-1 называют «Царь-ракетой». Во-первых, за размеры (стартовый вес – почти 2500 тонн, высота – 110 метров). Во-вторых, за цели, поставленные перед ней (полет на Луну, пилотируемые межпланетные перелеты и, конечно, укрепление обороноспособности государства). А в-третьих, за судьбу (подобно своим известным своим тезкам – Царь-колоколу и Царь-пушке – ракета так ни разу и «не выстрелила», не полетела в космос).

Запуски Н-1 оказались неудачными. В итоге все изготовленные ракеты были уничтожены.

Счастливее сложилась судьба ее двигателей. 150 экземпляров НК-33 и НК-43 (высотный аналог НК-33) удалось сохранить. И сегодня, спустя почти полвека, они не просто остаются востребованными, но и переживают настоящий триумф, укрепляя успех отечественной космонавтики как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В 90-е годы двигатель НК-33 был представлен на одной из выставок в Москве, где вызвал колоссальный интерес отечественных и зарубежных партнеров.

В 1992 году российские специалисты совместно с американской двигателестроительной компанией Aerojet Rocketdyne подписали протокол о применении НК-33 на ракетах-носителях США. Американцы обратили внимание на НК-33 по нескольким причинам.

Во-первых, он сохранился в материальном заделе, вследствие чего не требовал большого срока воспроизводства. На отработку такого проекта с нуля ушло бы много времени. А ракета Antares, по сути, была создана за пять лет – фантастически короткий срок. «Работы по американской ракете-носителю начались в 2008 году, а в 2013-м мы уже осуществили старты», – отмечает исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин.

Во-вторых, двигатель НК-33 имеет чрезвычайно высокую надежность – 999,4. «Николай Дмитриевич Кузнецов в свое время решил это доказать, – вспоминает начальник отдела опытно-конструкторского бюро ОАО «Кузнецов» Александр Иванов. – Были проведены длительные испытания до отказа. НК-33 отработал без съема со стенда 16 пусков, наработал 15 тысяч секунд».

В-третьих, особенности конструкции. Умеренное по сравнению с аналогами давление в камере сгорания двигателя НК-33 (150 атмосфер) позволяет с высокой степенью безопасности использовать его в пилотируемой космонавтике.

Прошло 15 лет, прежде чем и отечественные заказчики обратились к данной разработке. Стартовав в разное время, к финишу американский и российский проект пришли практически одновременно.  

2013-й стал для НК-33 поистине эпохальным. «Лунный двигатель» дождался своего космического полета. В апреле прошлого года в США два модернизированных двигателя НК-33 обеспечили первый успешный старт ракеты Antares. Второй ее запуск состоялся 18 сентября – на МКС был доставлен груз для экипажа станции. А 28 декабря 2013 года двигатели НК-33 обеспечили старт новейшей российской ракеты легкого класса «Союз-2-1в».

Мечта заводчан – добиться пуска НК-33 в серию. «Мы сохранили двигатель в чертежах и товарном заделе, – говорит главный конструктор ракетных двигателей ОАО «Кузнецов» Валерий Данильченко. – И сегодня наша цель – восстановить его серийное производство. Эта работа уже началась. Реализуется она руками молодых специалистов на современном оборудовании».

На ОАО «Кузнецов» сформирован график восстановления производства двигателей. «В настоящий момент этот вопрос мы решаем совместно с Объединенной двигателестроительной корпорацией, куда входит предприятие. Мы говорим о начале поставок новых двигателей с 2017–2018 года, – сообщает исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин. – С учетом прогноза востребованности изделий, к 2020 году мы должны выйти на уровень производства 15–20 двигателей в год».