Стратегическая магистраль «Белкомур» может быть построена за четыре года

Глава Республики Коми назвал новую сумму строительства магистрали – 180 миллиардов рублей. Две трети дадут заинтересованные партнеры.

Железнодорожная магистраль «Белкомур» (БЕлое море – КОМи – УРал) будет построена, в основном, на средства заинтересованных компаний, государственное финансирование составит менее трети, сообщило ИА REGNUM со ссылкой на главу Республики Коми Вячеслава Гайзера.

«Мы полностью поменяли под сегодняшние условия структуру модели финансирования проекта «Белкомур» на принципах государственно-частного партнерства, но с учетом средств Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и Фонда национального благосостояния (ФНБ)», – заявил Гайзер.

Стоимость проекта, по оценке экспертов, составляет 180 миллиардов рублей. Из них государственное финансирование, по словам главы региона, не превысит 50 миллиардов.

К строительству будут привлечены заемные средств от тех, кто «сегодня заинтересован в этом проекте». По мнению Гайзера, это, в первую очередь, строители, иностранные финансовые институты и «частично потенциальные грузоотправители». А построить магистраль можно за четыре года в полном объеме – от этапа проектирования до окончания строительства.

Проект строительства «Белкомура» полностью отвечает задачам, поставленным перед страной президентом России, считает глава Республики Коми.

«”Белкомур” может дать толчок развитию проектов почти на триллион рублей. Часть из них и сейчас реализуется, но темпы неизмеримо ниже, чем если бы трасса была построена. Я обеими руками голосую за тот блок послания президента страны Федеральному Собранию, который касается развития инфраструктуры, импортозамещения. Если мы хотим двигаться вперед не на словах, а на деле, мы должны развивать инфраструктуру, обеспечивать возможность доступности к экономически интересным территориям», – подчеркнул Гайзер.

Магистраль станет хорошим стимулом для развития нефтеперабатывающей и лесной отраслей промышленности. В качестве примера глава республики привел Усинскую компанию «Енисей».

«Это самый северный нефтеперерабатывающий завод в мире, может перерабатывать миллион тонн в год. Но чтобы выйти на проектную мощность – 3,5 миллиона тонн, нужно обеспечить инфраструктуру», – уточнил Гайзер.

Он также напомнил, что 40 процентов деловой древесины европейской части страны в целом находится на территории Республики Коми.

«У нас расчетная лесосека составляет 32 миллиона кубов, а заготавливаем в несколько раз меньше. К остальному просто доступа нет. Если бы построили «Белкомур», смогли раскрыть до 50 процентов деловой лесосеки. Соответственно, это дало бы возможность как минимум строительства второго лесоперерабатывающего комплекса, как сыктывкарский ЛПК», – отметил глава региона.

Для России новая магистраль имеет стратегическое значение, поскольку напрямую свяжет Урал и Республику Коми с незамерзающими портами Архангельска и Мурманска. В перспективе новая дорога может стать кратчайшим путем из Северной Европы в регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии, создавая хорошие условия для транзита грузов через Россию.

В настоящее время, как сообщил глава Республики Коми, регион продолжает активную работу по лоббированию проекта на федеральном уровне вместе с Архангельской и Мурманской областями, Ненецким автономным округом.  

Напомним, история строительства железнодорожной магистрали, соединяющей Белое море с Уралом, насчитывает уже более 100 лет. Первые упоминания о ней относятся к 1912 году. Реализация проекта началась в 1947–1954 годы, когда было построено более 400 километров железной дороги.

В 1995 году проект получил свое нынешнее название – «Белкомур». В это время было начато строительство еще двух участков будущей магистрали. Для управления проектом было создано одноименное акционерное общество.

В начале 1998 года компания «Белкомур» проложила два участка (22 и 18 км) на северной оконечности дороги. На этом серьезное строительство завершилось.

В 2008 «Белкомур» был включен в транспортную стратегию России до 2030 года, а в 2011-м – в стратегию развития Северо-Западного федерального округа.

Проект хотели финансировать из средств Инвестиционного фонда России. Но в 2010–2011 годах из-за недостатка средств правительства Коми, Архангельской области и Пермского края подготовили новую концепцию реализации проекта на принципах государственно-частного партнерства с привлечением средств частных инвесторов. Сумма затрат, которую называли год назад, составляла 176 миллиардов.

В окончательном виде железнодорожная магистраль «Белкомур» должна пройти по городам: Архангельск – Сыктывкар – Пермь (Соликамск). Ее общая протяженность – 1155 км, из них новое строительство – 715 км, остальное – реконструкция и усиление действующих линий.