Российская синтетическая нефть будет качественной и дешевой

 Московские ученые разрабатывают технологию получения «искусственной нефти» из остатков тяжелых сортов и сланца. По качеству она будет соответствовать высшему легкому норвежскому сорту. А по себестоимости не превысит 30 долларов за баррель.

Ученые Всероссийского научно-исследовательского института (ВНИИ) по переработке нефти планируют получить синтетическим путем легкую нефть высочайшего качества, сообщает электронное издание «Наука и технологии России».

Синтетическая нефть – топливо будущего, более экологичное и энергоемкое, чем существующее. Сырьем для нее служат сланцевые породы, а также остатки от переработки тяжелых сортов нефти. Однако для ее производства до сих пор использовались весьма сложные технологии.

«Сланцев в России много, остатки от переработки тяжелых сортов нефти в виде некоего побочного продукта – гудрона – имеются на любом нефтеперерабатывающем заводе. Остается найти свой подход, позволяющий с минимальными затратами и максимальным практическим выходом использовать это сырье, – рассказала руководитель проекта, заведующая лабораторией гидрогенизационных процессов института Людмила Гуляева. – По сути же, нам требуется «освежить» советские идеи (в СССР раньше тоже перерабатывали сланцы), наполнив их более современным научным содержанием и приспособив для развития гражданских отраслей промышленности».

Необходимость разработок продиктована ростом требований к качеству бензина, керосина и дизельного топлива как по экологическим стандартам, так и по эффективности в целом. Такое топливо, утверждают ученые, немыслимо без синтетических добавок.

Технология, найденная учеными, состоит в следующем. Из воды и гудрона делают эмульсию и перемешивают с размельченными до микронных размеров сланцами. Затем эту смесь при определенной температуре, не позволяющей ей застывать, закачивают в аппарат с окислителем. При сгорании этой смеси выделяется энергетический газ. Очистив его от сероводорода, цианидов и прочих вредных примесей, данный газ посредством определенных химических реакций преобразуют в синтез-газ. Последний подают в сложную техническую систему с катализатором, где он снова вступает в реакцию и перерождается уже в высшие углеводороды – синтетическую нефть.

Авторы технологии утверждают, что полученная нефть по качеству будет сравнима с высшим легким норвежским сортом. Себестоимость же ее не превысит 30 долларов за баррель.

«Топлива, полученные из такого сырья, будут гораздо более «чистыми», так как в синтетической нефти, полученной нашим способом, вообще не будет серы, а это огромный плюс, – объясняет Людмила Гуляева. – В частности, если организовать в Сибири, на Дальнем Востоке, в Арктике небольшие модульные предприятия по производству бензина, керосина и дизельного топлива из синтетики, то получим хороший эффект – расширим ассортимент нефтеперерабатывающих заводов и значительно повысим качество топлива, благодаря которому снизится нагрузка на экологию».

Ученым осталось найти все необходимые условия и параметры, при которых процесс будет происходить наиболее эффективно.

Проект ВНИИ по созданию синтетической нефти получил поддержку Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014–2020 годы».

Впервые синтетическое жидкое топливо из угля было получено в Германии в середине 20-х годов прошлого века. Оно использовалось в годы Второй мировой войны. Процесс производства состоял из двух этапов: получения синтез-газа (смеси моноксида углерода и водорода) и каталитической конверсии очищенного синтез-газа по методу Фишера-Тропша.

В ЮАР, как и в Германии, нет собственных запасов нефти. Поэтому здесь решили усовершенствовать процесс превращения «угля в жидкость» (Coal-to-Liquid – CTL). И сейчас в ЮАР работают четыре завода, принадлежащие Южно-африканская компании SASOL. Вместе с предприятием, расположенным в Катаре, они производят около 210 тыс. баррелей жидких углеводородов в день.

Свои технологии получения синтетического жидкого топлива разрабатываются в США и некоторых западноевропейских странах. В настоящее время они находятся на разных стадиях опытно-конструкторских работ.