Приморский экраноплан расправляет крылья

На Дальнем Востоке разработан проект нового самолета-гибрида

Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в содружестве с инженерами предприятия «Союзмортранс» разработали проект экраноплана и приступают к строительству экспериментального образца.

Экраноплан – универсальный вид транспорта, гибрид самолета и морского судна. Аппарат способен лететь, опираясь на аэродинамический экран – воздушную подушку, образуемую набегающим потоком воздуха. Высота, на которую он поднимается, относительно небольшая. Зато ему не важен тип поверхности, создающей эффект экрана – экраноплан может перемещаться над водой и землей, над снегом и льдом, над мелководьем и бездорожьем, и в любое время года. Как следствие, они могут перемещаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги, причалы, аэродромы.

По многим качествам (экономичности, грузоподъемности, малозаметности на радарах, скоростным, боевым и грузоподъемным характеристикам) экранопланы превосходят как самолеты, так и суда – на воздушной подушке и на подводных крыльях. По международной классификации (ИМО) они относятся к морским судам. Но есть среди них и такие, которые по праву могут считаться (и считаются) представителями авиации. С небольшим, но важным уточнением – безаэродромной авиации (для взлета и посадки экранолетам достаточно небольшой акватории или ровного участка суши).

В Дальневосточном федеральном университете создан научно-образовательный центр (НОЦ) «Экранопланостроение», где разрабатывается экспериментальный образец нового экраноплана. Приморский экраноплан будет обладать повышенной мореходностью для регулярной эксплуатации на морских акваториях. Он сможет садиться на воду при аварийной ситуации и даже при волнении. Кроме того, он будет способен совершать кратковременные подлеты на высоту до 150 метров.

Ученые в содружестве с инженерами и специалистами разработали целый модельный ряд новых приморских экранопланов. В зависимости от типа и размера они смогут перевозить от 16 до 110 пассажиров.   

16-местный аппарат является базовой модификацией. Путь от Владивостока до Находки на таком экраноплане займет всего 34 минуты со скоростью около 200 км/ч.

«Экономисты дают высокую оценку эффективности наших проектов, – рассказал генеральный директор ООО «Союзмортранс» Геннадий Федореев. – С учетом своих свойств и перспективных возможностей экранопланы помогут сделать революционный качественный скачок в развитии скоростного морского транспорта. Мы вышли на оптимальный вариант базовой аэрогидродинамической схемы для больших и малых экранопланов и готовы приступить к стендовым аэротрубным испытаниям и строительству экспериментальных образцов».

Использование экранопланов имеет огромные перспективы для Дальнего Востока России. В отличие от автотранспорта, самолетов и морских судов, они могут высаживать и принимать пассажиров на необорудованном побережье, расходуют мало топлива и более безопасны. Кроме того, они просто незаменимы при спасательных операциях, для почтовых перевозок, пограничной береговой охраны и медицины катастроф.