Отечественные рельсы впервые вышли на мировой рынок

Экспорт рельсов в дальнее зарубежье начала в этом году компания «Евраз».

Крупнейший российский металлургический холдинг «Евраз» впервые осуществил экспортные поставки рельсов за пределы постсоветского пространства, в одну из стран Латинской Америки и на Ближний Восток, сообщают «Известия» со ссылкой на представителя компании Марию Старовойт.

«В Латинскую Америку и на Ближний Восток мы уже продаем, – подтвердила Старовойт. – Мы ожидаем, что в 2015 году объем поставок рельсов «Евраз» в эти регионы составит около 10% от объема выпуска «Евраз ЗСМК», а в среднесрочной перспективе доля экспорта сюда вырастет до 20–30%».

Представитель холдинга не уточнила конкретные цифры объемов и не перечислила страны экспорта. Но, как напоминают «Известия», в 2013 году «Евраз» участвовал в тендерных процедурах на поставку рельсов для бразильской железнодорожной госкомпании Valec. И, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), экспорт рельсов из России в Бразилию впервые начался во II квартале 2014 года, общий объем поставок за II и III кварталы составил 581,7 тонны на общую сумму $1,2 млн. Поставки на Ближний Восток были осуществлены недавно, поэтому ФТС пока не располагает этой информацией.

По словам аналитика «ВТБ Капитал» Вадима Астаповича, это первые в современной российской истории поставки рельсов в дальнее зарубежье (не включая отправку летом этого года опытной партии рельсов на сертификацию в немецкую Deutsche Bahn).

Некоторые эксперты считают, что экспорт рельсов «Евраз» начал в рамках зарубежных проектов ООО «РЖД Интернешнл». Как заявлял в июне 2014 года гендиректор «РЖД Интернешнл» Сергей Павлов, компания в скором времени начнет строительство железных дорог в Иране, а также будет участвовать в тендере на строительство и электрификацию железных дорог в Бразилии. Другая группа аналитиков полагает, что «Евраз» мог начать поставки в Бразилию и Иран и без участия РЖД.

Напомним, в 2012 году «Евраз» и РЖД заключили контракт сроком до 2017 года на сумму 90 млрд рублей на поставку рельсов марки ДТ370 ИК и ДТ350 СС для высокоскоростных магистралей. Первая партия была поставлена холдингом в текущем году. До этого РЖД с 2012 года закупала стометровые рельсы у австрийской компании Voestalpine Schienen.

Однако в настоящее время РЖД резко снизила закупки рельсов, особенно для высокоскоростных магистралей. Поэтому «Евраз» по мнению экспертов, был вынужден спешно выходить на зарубежные рынки.

В активе «Евраза» имеется несколько предприятий по производству рельсов: Нижнетагильский металлургический, завод Evraz North America, расположенный в США (компания приобрела его в январе 2007 года за $2,3 млрд), а также Новокузнецкий завод, с которого и осуществляются поставки рельсов в Бразилию и на Ближний Восток.

«Евраз» контролирует почти весь отечественный рынок рельсовой продукции. Помимо него рельсы в России производит «Мечел», на долю которого приходится около 2% рынка.

«Евраз» – вертикально-интегрированная металлургическая и горнодобывающая компания. Располагает активами в России, на Украине, в США, Канаде, Чехии, Италии, Казахстане и Южной Африке. Входит в двадцатку крупнейших производителей стали в мире. Объединяет около 100 тысяч сотрудников по всему миру.

Основными направлениями деятельности «Евраза» являются: производство стальной продукции, добыча и обогащение железной руды, добыча угля, производство ванадия и ванадиевых продуктов, торговля и логистика.