Единственный в России атомный лихтеровоз вернется в строй

Единственный в России атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», практически подготовленный к утилизации, встал на доковый ремонт. Как ожидается, он сможет продолжить работу в Арктике в марте 2016 года.

Атомоходы обеспечивают стабильное функционирование Северного морского пути – кратчайшего морского пути между Европейской частью России и Дальним Востоком. Дизель-электрические ледоколы способны обеспечивать проводку судов в морях Арктики только в ограниченные сроки летне-осенней навигации, преимущественно в июле-сентябре. В зимне-весенний период технические возможности атомных ледоколов нередко оказываются решающими для обеспечения бесперебойной проводки судов в замерзающие порты. Атомоходам хватит работы на несколько десятилетий вперед. В минувшую навигацию объем перевезенных транзитом грузов составил почти 1,5 млн тонн. По разным оценкам, в будущем эта цифра может возрасти до 10-15 млн тонн в год.

В ближайшее время Россия намерена существенно обновить свой флот атомных ледоколов, насчитывающий сейчас 6 единиц. Однако рост грузопотока потребовал возвращения в строй лихтеровоза «Севморпуть». Перед уникальным судном после его ввода в эксплуатацию будут поставлены задачи по обеспечению Северного завоза, участие в освоение шельфа и разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле, операции по линии Минобороны.

«Севморпуть» был построен на Керченском заводе «Залив» и введен в эксплуатацию в декабре 1988 года. В первые годы эксплуатировался как контейнеровоз на международных линиях Одесса – Вьетнам – Владивосток и Владивосток - КНДР. В дальнейшем несколько лет обеспечивал грузоперевозки на линии Мурманск – Дудинка – Мурманск. За время эксплуатации прошел более 300 тыс. миль и перевез более 1,5 миллиона тонн грузов, при этом перезарядка реактора потребовалась всего один раз. Лихтеровоз может взять на борт 74 баржи-лихтера грузоподъемностью до 300 тонн каждая или 1,3 тыс. двадцатифутовых контейнеров. На нем установлен кран грузоподъемностью 500 тонн, два крана грузоподъемностью 16 тонн и еще два – по 3,2 тонны.

По решению Госкорпорации «Росатом», в состав которой входит ФГУП «Атомфлот», в 2012 году ядерную установку «Севморпути» должны были окончательно остановить.  Затем данные работы были приостановлены, и генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко подписал приказ о восстановлении ледокола. В нижегородском «ОКБМ Африкантов», где была спроектирована для него реакторная установка, считают возможным продлить назначенный ресурс в полтора раза – с первоначальных 100 до 150 тысяч часов, а общий срок службы – до 30 лет.