На Дальнем Востоке создается судостроительный кластер

Консорциум Газпромбанка и «Роснефти» и Объединенная судостроительная корпорация станут акционерами создаваемого на Дальнем Востоке судостроительного кластера. Распоряжение об этом подписал глава правительства Дмитрий Медведев.

Судостроительный кластер объединит предприятия судоремонта и судостроения, инжиниринговые и машиностроительные компании, а также зарубежных поставщиков судостроительного оборудования. Выпускать предприятия кластера будут нефтяные и газовые танкеры, буровые и технологические платформы, специальные и рыболовные суда, плавучие заводы по производству сжиженного природного газа.

«Цели создания кластера – повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отечественного судостроения в Дальневосточном регионе, совершенствование производственного потенциала судостроительной отрасли для комплексного освоения континентального шельфа Российской Федерации в районах Арктики и Дальнего Востока», – говорится в пояснительной записке к постановлению.

Кластер по строительству судов и другой морской техники будет создан на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), в состав которого входят заводы на Камчатке, в Хабаровском и Приморском крае. Доля ЗАО «Современные технологии судостроения» (СТС) – консорциума Газпромбанка и «Роснефти» – в ДЦСС составит 75% минус две акции, ОСК – 25% плюс одна акция. Консорциум также выкупит 100% акций приморского 30-го судоремонтного завода и блокирующий пакет Дальневосточного завода «Звезда».

ОСК также будут переданы находящиеся в федеральной собственности 53,5% акций Дальневосточного завода «Звезда» и 42,99% Хабаровского судостроительного завода.

Основным проектом кластера является строительство гигантской гражданской верфи «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края на заводе, являющемся ведущим предприятием по ремонту подводных лодок. Инвестиции в этот проект оцениваются примерно в 112 млрд рублей, из которых 27,5 млрд рублей составляют средства федерального бюджета. Первый этап строительства завершается в 2016 году. Вторая и третья очередь намечены на 2015–2018 годы. Запустить производство планируется в первом квартале 2016 года.

Ранее президент Владимир Путин отмечал, что рост масштабов российских шельфовых проектов требует большого количества морских судов и специальной техники. «Для российского судостроения это хорошая возможность получить серийные заказы и обогатить опыт работы в высокотехнологичном сегменте. Такую возможность, безусловно, мы упустить не должны. Нужно, чтобы Дальневосточный центр судостроения стал генеральным заказчиком всей морской техники для шельфовых проектов с задачей постепенно довести долю локализации в строительстве судов до 70%», – сказал он, выступая на заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса.