Россия утвердила единую компанию по перевозке грузов с Белоруссией и Казахстаном

Правительство России утвердило создание совместной с Белоруссией и Казахстаном Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), которая займется перевозками грузов в рамках Единого экономического пространства. Распоряжение об этом подписал председатель правительства Дмитрий Медведев.

ОТЛК создается ОАО «РЖД» совместно с Казахстанскими и Белорусскими железными дорогами в форме открытого акционерного общества.

Три государства, объединившиеся в 2010 году в Таможенный союз, объявили о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграции – Единому экономическому пространству. ЕЭП представляет собой общий рынок, целью которого является либерализация экономических отношений между участниками и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей ЕЭП является обеспечение свободы движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников. Заявленная конечная цель – создание к 2015 году Евразийского экономического союза, к которому предполагают присоединиться Армения и Киргизия.

Единая транспортно-логистическая система на базе ОТЛК, считающаяся одним из наиболее удачных бизнес-проектов в рамках создания ЕЭП, должна дать мощный толчок дальнейшей интеграции экономик стран-участниц, снизить затраты на перевозки и стимулировать развитие промышленности России, Казахстана и Белоруссии.

Россия внесет в уставный капитал ОТЛК 50% плюс две акции российского оператора железнодорожных контейнерных перевозок «Трансконтейнер» и 100% акций «РЖД-Логистики», которая осуществляет комплекс услуг по доставке и хранению грузов в России и за ее пределами.

Казахстан и Белоруссия на первом этапе формирования ОТЛК внесут денежный взнос – по 1 млн долларов. На втором этапе «Казахстанские железные дороги» внесут в ОТЛК 100% акций оператора республиканского контейнерного парка «Казтранссервис» и оператора логистических терминалов «Кедентранссервис», а также железнодорожные терминалы на границе Казахстана с Китаем. «Белорусские железные дороги» внесут на втором этапе акции компании, которой принадлежат терминалы на границе с Европейским союзом в Бресте и ряд других железнодорожных активов.

На первом этапе РЖД будут принадлежать 99,8% акций ОТЛК, а доли Казахстана и Белоруссии составят по 0,1%. На втором этапе для РЖД снизится до 70% акций новой структуры.

Постановление дает зеленый свет осуществлению договора о создании ОТЛК, который национальные железнодорожные компании России, Казахстана и Белоруссии подписали еще в июне 2013 года.

Тогда же президент РЖД Владимир Якунин оценивал капитализацию ОТЛК в 2,7 млрд долларов. В результате инвестиций в подвижной состав, контейнеры, терминалы и IT-инфраструктуру стоимость компании к 2020 году предполагалось поднять до 6,2 млрд долларов. Общий грузооборот ОТЛК к 2020 году должен превысить 4 млн ДФЭ (TEU, эквивалент стандартного 20-футового контейнера), или около 86 млн тонн.