Новый тоннель в Красноярском крае прослужит сто лет без ремонта

В Красноярском крае открыли новый железнодорожный тоннель – Манский. Он не только самый длинный в регионе, но и настолько надежный, что ремонт ему не потребуется как минимум сто лет.

Вчера в Партизанском районе Красноярского края, на 729-м километре магистрали Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги, между станциями Лукашевич и Кравченко был пущен в эксплуатацию новый тоннель, получивший название Манский, сообщает НИА «Красноярск».

Протяженность Манского тоннеля – 2465 метров, самая большая в Красноярском крае вообще и на Красноярской железной дороге в частности. Тоннель уникален еще и тем, что при его строительстве были применены новейшие технологии, а также самые современные и прочные, морозоустойчивые и водонепроницаемые материалы.

Так, прокладка Манского тоннеля осуществлялась тоннелепроходческим комплексом Lovat-375. Эта техника применяется в России всего в третий раз. Диаметр режущего щита машины – 9,5 метра (высота трехэтажного здания). Скальные грунты, сквозь которые проходит тоннель, имеют почти критический коэффициент крепости – 19–21 балл (самый высокий коэффициент крепости породы – 22 балла). В среднем строителям удавалось пройти не более 10 метров в сутки, или 200 метров в месяц.

Вместо обычных шпал и костылей здесь применена инновационная технология устройства безбалластного бесстыкового пути на малогабаритных железобетонных рамах – установлены монолитные плиты и пружинные клеммы. Данный способ крепления рельсов отличается повышенной надежностью и позволяет существенно увеличить скорость движения поездов: по новому тоннелю поезда могут двигаться со скоростью 60 км/ч, в то время как по старому – не более 40 км/ч.

После пуска Манского тоннеля пропускная способность участка увеличится в полтора раза и достигнет 42 пар поездов в сутки. А срок его «безремонтной» эксплуатации специалисты оценивают в 100–150 лет.

Подрядчиком строительства выступила «СК МОСТ», непосредственным исполнителем работ – ООО «Тоннельный отряд № 18».

В церемонии открытия приняли участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края Виктор Толоконский, начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт.

«Есть совершенно правильное выражение, которое гласит, что в моменты осложнения экономической ситуации самым надежным способом борьбы с экономическими проблемами является инвестирование в инфраструктуру, – отметил Владимир Якунин. – Мы приобрели большой опыт строительства таких тоннелей во время работ по созданию инфраструктуры сочинской Олимпиады, так как все построенные там тоннели были очень сложны с точки зрения технологической и технической реализации. И этот тоннель тоже непростой, но благодаря его строительству мы готовимся к увеличению объемов грузовой работы. Нам необходимо развивать инфраструктуру восточного полигона, и этот тоннель тоже один из элементов такого развития».

Манский тоннель стал важной частью комплексного проекта по расширению пропускных способностей Южного хода Красноярской железной дороги. Магистраль проходит под Аргазинским перевалом в Саянских горах. Организовать движение поездов на этом участке иным способом невозможно, и первый тоннель был проложен здесь в 1965 году. В начале XXI века, в связи с увеличением грузопотока, возникла потребность в строительстве еще одного.

«Логика развития мировой экономики означает увеличение грузопотоков на восток, – подчеркнул Виктор Толоконский. – Развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока – это новая экономика, новые потоки грузов. В связи с этим инфраструктурное развитие железнодорожных дорог – очень важный вклад в решение сложных, но принципиально значимых задач».

Прокладка нового тоннеля – в 59 метрах от действующего – началась в 2007 году. Общий объем инвестиций составил 7 млрд рублей.

Группа компаний «СК МОСТ» – одно из ведущих российских предприятий в области строительной индустрии. Основано в 1991 году на БАМе. Выполняет работы по строительству и реконструкции железных и автомобильных дорог, больших и малых мостов, тоннелей, портов и причалов, гидротехнических сооружений, взлетно-посадочных полос.