В Астраханской области создается центр строительства нефтяных платформ и судов

Правительство Астраханской области планирует создать в регионе особую экономическую зону для строительства нефтегазовых платформ и судов и производства техники и оборудования для нефтяных и газовых промыслов на шельфе Каспия. Переговоры об этом ведутся с крупнейшими российскими и зарубежными компаниями – Объединенной судостроительной корпорацией, Siemens, Rolls-Royce, Hitachi, Mitsubishi, Liebherr, ThyssenKrupp, АВВ Marine, Damen Group и Rosetti Marinо.

«Для участников предусмотрены льготы и преференции – отмена таможенных пошлин, уменьшение основных видов налогов, возможности применения механизмов по оптимизации расходов – ускоренной амортизации, – сказал в интервью "Интерфаксу" министр промышленности, транспорта и природных ресурсов области Сергей Кржановский. – Все это позволит снизить издержки производства и значительно повысит конкурентоспособность предприятий-резидентов особой экономической зоны "Астрахань"».

По его словам, на государственном балансе на шельфе Северного Каспия находится 773 млрд куб. м газа и 294 млн тонн нефти и газового конденсата. Прогнозные же ресурсы нефти и газового конденсата прилегающей к Астраханской области части шельфа составляют более 1 млрд тонн.

Якорным резидентом ОЭЗ станет крупнейшее судостроительное предприятие области – входящий в Астраханское судостроительное производственное объединение (АСПО) судостроительный завод «Лотос». Особая зона расположится на территории, прилегающей к этому заводу.

С началом активного освоения месторождений на шельфе Каспийского моря корабелы Астраханской области стали получать заказы крупнейших российских и зарубежных нефтегазовых компаний и морских операторов по строительству нефтяных платформ и судов, сказал Кржановский.

«Благодаря крупным заказам нефтяных компаний сегодня в Астраханской области формируется международный центр офшорного судостроения, ориентированный не только на проекты в российском секторе Каспия, но и проекты по добыче и транспортировке углеводородного сырья на всем севере и северо-востоке Каспийского моря», – отметил он.

АСПО строит нефтяные платформы по заказу компании Dragon Oil, которая разрабатывает нефтяные месторождения в туркменском секторе Каспия, буксиры для казахстанской OMS Shipping, поддерживающей операции по освоению углеводородных месторождений в казахстанском секторе.

В результате активной реализации проекта ЛУКОЙЛа по освоению месторождения имени Филановского объем производства в судостроении региона вырос в прошлом году на 44,2%, сказал Кржановский.

«Исходя из текущих проектов и планов нефтяной компании по освоению шельфа Каспия, можно говорить, что астраханский судостроительный комплекс будет обеспечен заказами ЛУКОЙЛа до 2030 года», – заявил Кржановский.

АСПО также построило самоподъемную плавучую буровую установку «Нептун» по заказу «БКЕ-Шельф», дочернего предприятия Eurasia Drilling Company. В настоящее время АСПО достраивает вторую такую же разведочную буровую – «Меркурий».  

По словам Кржановского, инвестиции в развитие нефтегазовых проектов на территории региона в прошлом году составили 70 млрд рублей, почти в два раза больше, чем годом ранее. В этом году ожидается рост инвестиций еще на треть – до 93 млрд рублей. Всего в крупные проекты инвестировано более 500 млрд рублей, из которых основная доля – 342 млрд рублей – приходится на два морских месторождения ЛУКОЙЛа – имени Корчагина и имени Филановского.

Более 100 млрд рублей на развитие добычи и переработки сырья в регионе также направил «Газпром». По оценке специалистов, ресурсов Астраханского газоконденсатного месторождения хватит на 2,5 века. «Так что, уверен, инвестиции "Газпрома" в регион будут продолжаться», – сказал Кржановский.