В России могут создать флот экранопланов

Российские законодатели рассмотрят целесообразность возрождения программы строительства экранопланов – судов на динамических воздушных подушках. Флот таких машин может использоваться в армии и для решения проблем коммуникации с Крымом.

Российские депутаты осенью обсудят возможность возрождения программы строительства экранопланов и перспективы использования этих машин.

Экраноплан, внешне напоминающий пассажирский самолет, передвигается над водной поверхностью на определенной высоте благодаря эффекту аэродинамического экрана. Основными преимуществами такой техники являются ее быстроходность, малозаметность на радарах, высокий уровень безопасности по сравнению с самолетами, а также отсутствие необходимости в специально подготовленной взлетной полосе.

Технология экранопланов, судов на динамических воздушных подушках, была разработана в СССР знаменитым судостроителем Ростиславом Алексеевым более 50 лет назад. Парламентарии считают, что экранопланы могут успешно применяться для нужд Российской армии, а также для решения проблемы коммуникации с Крымом, куда сегодня из материковой России попасть довольно непросто.

«В октябре-ноябре с привлечением специалистов по промышленности и транспорту мы проведем круглый стол, чтобы сделать анализ текущего состояния разработок экранопланов, просчитать их экономическую актуальность и оценить, в каких отраслях эта разработка сможет пригодиться нашей стране, – заявил "Известиям" первый зампред комитета Госдумы по промышленности, вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. – Мы проработаем вопрос о необходимости создания экранопланов для нужд национальной безопасности».  

Кроме военных нужд, экранопланы могут использоваться и как гражданский транспорт, считает Владимир Гутенев. По его мнению, такие суда могут стать незаменимыми в Крыму, так как сегодня паромная переправа на полуостров испытывает сильные нагрузки, а строительство моста через Керченский пролив еще только планируется и уже оценивается в 283 млрд рублей. Флот экранопланов, утверждает Владимир Гутенев, смог бы значительно уменьшить проблемы транспортировки пассажиров и грузов в Крым.

В настоящее время ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Алексеева разрабатывает морской пассажирский экраноплан А-050, который будет способен развивать скорость 450 км/ч и брать на борт 100 пассажиров. Подготовка опытного образца, по словам гендиректора ЦКБ Сергея Платонова, должна завершиться к 2017 году.

В конце 1980-х годов в СССР был создан ракетный экраноплан «Лунь», неофициально прозванный «убийцей авианосцев» и предназначенный для военных нужд.

Эта машина могла развивать на море скорость до 500 км/ч и была незаметной для радаров, что позволяло ей подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты. Впрочем, проект «Лунь» не получил развития ввиду тяжелой экономической ситуации в стране, а впоследствии, после распада СССР, был закрыт.

Интерес к экранопланам существует не только в нашей стране. В 2003 году компания Boeing представила свой проект экраноплана Pelican для переброски воинских контингентов и военной техники к местам конфликтов. Однако дальнейших сведений о работе над машиной с тех пор не публиковалось.