«Кукурузники» еще полетают

Россия намерена продолжать использовать знаменитые самолеты Ан-2 «кукурузники» до начала массового производства новых летательных аппаратов для малой авиации. Для этого сохранившиеся самолеты модернизируются и оснащаются новыми двигателями.

Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) имени С.А. Чаплыгина планирует в нынешнем году выпустить 20 модифицированных самолетов Ан-2, а в планах на следующий год – выпуск еще 60 машин, цитирует РИА «Новости» директора СибНИА Владимира Барсука.

«Рослесхоз уже заявил о потребности в 200 самолетах, спрос очень большой», – сказал Барсук.

Предшественник АН-2, многоцелевой биплан У-2, совершил свой первый полет в 1928 году. Первоначально он использовался как учебный самолет, но в годы Великой Отечественной войны применялся и в боевых целях, в частности в качестве ночного бомбардировщика, самолета связи и разведки. После войны использовался для пассажирских полетов и для нужд сельского хозяйства, за что и получил в народе название «кукурузник».

Пришедший ему на смену в 1947 году биплан Ан-2 унаследовал это прозвище. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет в мире, выпускавшийся более 60 лет. Эта машина производилась в СССР до 1971 года, затем в Польше до 2002 года и в Китае, где его выпуск продолжается до сих пор. В России была предпринята попытка модернизировать биплан, однако, когда удалось продать лишь три созданных на Омском производственном объединении «Полет» аппарата Ан-3, было решено прекратить их производство в 2009 году.

В настоящее время на территории России сохранилось около полутора тысяч самолетов Ан-2, но лишь немногие из них находятся в рабочем состоянии. В 2013 году Минпромторг предложил программу ремоторизации «кукурузников» с заменой аэронавигационной аппаратуры.

На встрече с президентом Владимиром Путиным глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что программа ремоторизации и модернизации Ан-2 «полностью отработана», добавив, что в следующем году начнется серийное производство самолета малой авиации «Рысачок», а в 2017 году ожидается начало производства новых самолетов на 9–16 мест, разработанных Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского.