Самый длинный тоннель России могут перевести на автоматику

Ученые Сибирского отделения РАН создали автоматизированную систему управления всеми технологическими процессами в 15-километровом Северомуйском тоннеле.

Система, разработанная и созданная в Сибирском отделении РАН, включает в себя свыше 2500 сигнальных датчиков, расположенных по всему тоннелю, который считается самым длинным железнодорожным тоннелем в России. Датчики будут фиксировать температуру и влажность воздуха, положение поезда и другие параметры.

Создатели утверждают, что система значительно повысит безопасность и позволит эффективнее следить за состоянием тоннеля.

Помимо этого, в СО РАН предлагают восстанавливать поверхность стен тоннеля с помощью нанотехнологий – в отделении разработали новые методы контроля за состоянием контактного провода.

Одна из инноваций сибирских ученых уже внедрена в систему РЖД с 2005 года. Разработанная Институтом теоретической и прикладной механики СО РАН автоматизированная диагностическая система лазерного контроля выявляет опасные дефекты подвижного состава прямо на ходу. Информация о неполадках мгновенно передается в ближайший пункт технического обслуживания через специальные датчики.

Северомуйский тоннель получил свое название по имени Северо-Муйского горного хребта в Бурятии, который он пронзает насквозь. Этот тоннель был одним из самых сложных участков строительства БАМа. Его начали строить в 1975 году, однако в эксплуатацию тоннель удалось ввести только в 2003 году.