Чуйский тракт признали одной из десяти красивейших дорог мира

Российская автодорога – федеральная трасса Р256 (М-52), называемая еще Чуйский тракт, – вошла в десятку красивейших магистралей мира, по версии журнала National Geographic, заняв в этом списке пятое место.

Одно из самых известных научно-популярных изданий мира National Geographic составило список десяти самых красивых автодорог планеты. На пятом месте в нем стоит российская трасса Чуйский тракт, протянувшаяся от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией, сообщает «Сибинфо».

«Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту – все равно что пересечь всю Россию, – говорится в статье National Geographic. – Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо – взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта».

Раньше эту дорогу называли Мунгальской. Упоминания о ней встречаются в китайских источниках тысячелетней давности. В те времена это была просто горная тропа, по которой вначале перемещались лишь суровые воины. После того как ее стали использовать паломники, добираясь до священного дерева в верховьях реки Катуни, на дороге появились и купцы, начали развиваться русско-монгольские торговые связи. Тропа превратилась в караванную, но оставалась тропой.

Так продолжалось до начала XX века. К 1903 году был оборудован колесный путь протяженностью 255 км, соединивший села Онгудай и Кош-Агач. В 1913 году, усилиями экспедиции В.Я. Шишкова, трассу расширили и обустроили.

После революции дорога пришла в сильный упадок. Во время Гражданской войны были разрушены почти все мосты через горные реки. Тракт не ремонтировали на протяжении 10 лет.

Первые советские тракторы, вызвавшие среди местных жителей большой переполох, появились в районе селенья Кош-Агач в середине 20-х. Тракт выровняли и покрыли гравием. Устранили самые опасные участки бомов – узких проходов по ущельям. Часть трассы перенесли с левого на правый берег Катуни, а паромные переправы заменили мостами. 1 января 1935 года обновленная магистраль была сдана в эксплуатацию.

Сегодня Чуйский тракт – это федеральная трасса, протянувшаяся от Новосибирска до границы с Монголией. Протяженность автодороги – 962 км, ее большая часть (541 км) проходит через Республику Алтай. По сообщению пресс-службы правительства региона, она составляет почти 17% от всей сети федеральных и региональных автомобильных дорог республики, общая протяженность которых – 3 273 км.

У Чуйского тракта есть даже собственный музей – не самый типичный случай для мировой автодорожной промышленности. В нем хранятся архивные документы и фотографии, картины и диорамы, имеется объемный макет трассы.

В топ-10 журнала National Geographic, помимо Чуйского тракта, вошли также такие великолепные автодороги, как ущелье Вердон (Франция), Памирский тракт (Киргизия, Таджикистан), Далтон Хайвей (США), Трансфэгэрашское шоссе (Румыния), Атлантическая дорога (Норвегия), Дорога больших ворот (Китай), Трасса 40 (Аргентина), Большой круг (США) и Великая океанская дорога (Австралия).