«Рысачок» станет главным отечественным самолетом малой авиации

В самарском ракетно-космическом центре (РКЦ) «Прогресс» возрожден выпуск отечественного самолета малой авиации «Рысачок», разработанного в 2007 году. Самолет получил одобрение президента России Владимира Путина и может стать главным среди прочих проектов отечественной малой авиации.

В понедельник, во время своего визита в самарский ракетно-космический центр «Прогресс» президент России осмотрел самолет малой авиации «Рысачок», проект которого был разработан семь лет назад. С тех пор он претерпел существенные изменения и готов к выпуску в серии.   

Самолет представлен в двух вариантах – для 10 и 16 пассажиров. Дальность полета – 2000 км, крейсерская скорость – 250–400 км/ч, сообщается на сайте завода-изготовителя. Предполагается, что после прохождения сертификации самолет пойдет в серию и заменит легендарный «кукурузник» Ан-2.

Использоваться «Рысачок» может достаточно широко: в качестве учебного самолета, в военных целях, сотрудниками МЧС. Кроме того, «Рысачок» можно будет привлечь и к программе развития региональных перевозок, которая стартовала в Приволжском федеральном округе в апреле 2013 года. На сайте самарского министерства транспорта говорится, что в федеральном бюджете на эту программу предусмотрено 300 млн рублей. Выделенные средства могут быть направлены на поддержку авиакомпаний, которые будут закупать суда малой авиации для осуществления региональных перевозок.

Особенным спросом у потенциальных покупателей, по мнению специалистов, будет пользоваться 16-местная версия «Рысачка». Рейсы малой авиации трудно сделать рентабельными, и чем больше пассажиров способен поднять самолет, тем быстрее он может окупиться.

По оценке генерального конструктора «Прогресса» Евгения Штанько, стоимость «Рысачка» в базовой комплектации составляет около 100 млн рублей. При работе в две смены завод способен выпускать до 15 самолетов в год.

Легкий двухмоторный турбовинтовой самолет «Рысачок» был задуман как учебный. Заказчиком его разработки и выпуска выступило Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Информация об этом была размещена на сайте госзакупок еще в 2007 году.

Первые пять 10-местных самолетов «Рысачок» были выпущены в 2010 году. Однако, по оценкам экспертов, ключевые параметры самолета оказались несбалансированными, и летное училище отказалось принимать заказ. Проверка ЦАГИ имени Жуковского выявила ряд серьезных недостатков, и в правительстве финансирование проекта сочли нецелесообразным.

Тем не менее на «Прогрессе» решили, что достоинств у «Рысачка» тоже много: возможность быстрого взлета и посадки, в том числе на снег и грунт, при длине полосы всего 500 м. Было решено сделать новую версию самолета – на большее количество мест.

В январе 2013 года новый «Рысачок» начал проходить сертификацию. Первоначально, как сообщала пресс-служба предприятия, планировалось завершить испытания машины в течение полутора лет и в 2014-м начать ее серийный выпуск. Однако в процессе работы сроки несколько сдвинулись. И теперь, по словам генерального директора РКЦ Александра Кирилина, получение «Рысачком» сертификата летной годности запланировано на 2015 год.

В настоящее время «Рысачок» оборудуется американской авионикой и чешскими моторами Walter. Но завод рассчитывает заменить зарубежные двигатели отечественными. На вопрос Владимира Путина, сможет ли делать их московский завод «Салют», Кирилин ответил утвердительно.

«Надо делать. Чтобы свои были», – одобрил президент.

В России существует еще несколько вариантов отечественных самолетов малой авиации. Например, Госкорпорация Ростех совместно с австрийской Diamond Aircraft Industries разрабатывает проект семейства самолетов на 9–19 мест. Машина будет стоить ориентировочно 80–120 млн рублей и должна появиться к 2017 году.

Другие подобные «Рысачку» самолеты – L-410 и L-420 – уже выпускаются на чешском авиазаводе Aircraft Industries, который принадлежит Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Производственные мощности Aircraft Industries составляют 18 единиц в год. В России эти самолеты используются региональными администрациями и структурами Минобороны.