Будущее – за электромобилями?

Правительство всерьез озаботилось загрязнением атмосферы выхлопными газами и занялось разработкой комплексного плана развития экологического транспорта – электромобилей. Проект плана должен быть подготовлен к концу июля.

К его подготовке привлечены министерства транспорта, экономического развития, промышленности и торговли, а также ряд других ведомств, говорится в исследовании консалтинговой компании «Делойт».

На сегодняшний момент официальную сертификацию в стране прошли лишь Mitsubishi iMiEV, El Lada производства АВТОВАЗа и китайский электромобиль в отечественной доработке E-Car GD04B. За 2013 год было продано 217 электромобилей Mitsubishi, а продажи оставшихся двух марок исчисляются десятками. Весь парк электромобилей составлял в 2013 году не более 1 тыс. единиц.

«В настоящее время в России покупка электромобилей оценивается потребителями как дань моде, а не как способ борьбы с загрязнением окружающей среды или способ экономии», – утверждают эксперты.

Пока внедряются лишь точечные стимулирующие инициативы на уровне отдельных федеральных и региональных органов власти: отменена импортная пошлина на новые электромобили, в центре Москвы электромобили могут парковаться бесплатно, МОЭСК запустила программу строительства инфраструктуры для электротранспорта в столице, в Ставрополе запущена программа по развитию сети электротакси – автомобилей El Lada.

Одна из причин невысокой популярности автомобилей – их ограниченный пробег (примерно 150 км на одной зарядке) и неразвитая зарядная инфраструктура: станций, где можно заправить подобный автомобиль за 15 минут, в России очень мало. В Москве действуют около 50 станций, однако большая часть из них находится на коммерческих площадях, в частности в торгово-развлекательных центрах. Зарядка же в домашних условиях занимает многие часы.

Как у них?

За рубежом государство проводит целый комплекс инициатив по поддержке и развитию экологически чистых видов транспорта. В частности, власти предоставляют субсидии покупателям электромобилей. В Германии, например, правительство возмещает до 80 процентов стоимости электромобиля. Власти снижают, а в некоторых странах и полностью отменяют разовые налоги при покупке экологичных автомобилей и ежегодные транспортные налоги.

Электромобилям предоставляется возможность бесплатной парковки и пользования платными автодорогами, а также выделенными полосами движения. Власти также субсидируют операторов электротакси и компании, предоставляющие электромобили в аренду.  

Сложная экологическая обстановка в отдельных городах и регионах вынуждает усиливать  федеральные инициативы местными. Так, в Калифорнии и Пекине установлены более жесткие требования к выбросам в атмосферу вредных веществ транспортными средствами. В Токио для коммерческих компаний были введены требования по замене части автопарка более экологичными видами транспорта.

В результате реализации этих инициатив спрос на экологические виды транспорта существенно вырос, в первую очередь в США, Японии, Норвегии, Нидерландах и Великобритании. В 2012 году продажи электрических автомобилей в мире составили более 110 тыс. единиц; при этом значительная доля продаж пришлась на США и Японию.

Примером роста популярности электромобилей может служить американская компания Tesla Motors, акции которой выросли на 400 процентов с начала года за счет успеха модели Tesla S в США, запуска сборки в Европе и грядущего дебюта Tesla в Азии.

Что делать?

Ссылаясь на зарубежный опыт, эксперты «Делойт» утверждают, что развитие электротранспорта невозможно без системной поддержки со стороны государства, которое, с одной стороны, должно стимулировать производителей и пользователей электротранспорта, а с другой – ограничивать производство и использование неэкологичных видов транспорта.

Создание спроса на электротранспорт на первом этапе может быть обеспечено за счет закупок для органов власти и для государственных компаний. Для увеличения спроса со стороны частных и корпоративных покупателей целесообразно введение мер финансового стимулирования, например предоставление субсидий на покупку электромобилей, уменьшение размера или отмена транспортного налога и НДС при покупке и лизинге электротранспорта.

Эксперты также предлагают субсидировать операторов такси и компании по прокату электромобилей, предоставлять производителям автомобилей и компонентов государственные гарантии по кредитам, гранты и субсидии на исследования, разработки и на само производство.

Одновременно предлагается законодательно ограничить использование неэкологичных видов транспорта в парках крупных компаний.

Хорошим стимулом к развитию была бы реализация проекта каршеринга – аренды автомобиля для краткосрочных поездок по городу с возможностью вернуть автомобиль в любой из пунктов обслуживания, по аналогии с сетью Autolib, действующей в Париже с 2011 года, полагают представители МОЭСК, компании, которая построила 28 московских электрозаправок.

В МОЭСК также считают целесообразным развивать инфраструктуру для корпоративного и общественного электротранспорта, в частности электробусов.

«Кроме государственной поддержки рынка электротранспорта, необходимо формирование у частных и коммерческих пользователей социально ответственного поведения, в том числе в части пользования более экологичными и экономичными видами транспорта», –  считают эксперты «Делойт».