В ВВС России поступили 50 Як-130

Авиастроительная корпорация «Иркут» поставила Военно-воздушным силам России 50 учебно-боевых самолетов Як-130. До конца года Минобороны получит еще пять машин.

Соглашение с военным ведомством было подписано в декабре 2011 года – поставить в армию 55 «Яков» корпорация должна до 2015 года. В целом российская государственная программа вооружений на 2011–2020 годы предусматривает закупку 65 самолетов Як-130.

В следующем году «Иркут» планирует выпустить еще 30 Як-130.

«Следующий год у нас полностью закрыт контрактами», – сообщил журналистам президент «Иркута» Олег Демченко, добавив, что часть самолетов предназначена для поставки на экспорт – 15 машин Як-130 будут отправлены в Бангладеш.

Як-130 –  первый полностью новый (а не модернизированный вариант существующей модели) самолет, построенный в России после распада СССР. Разработкой машины занималось ОКБ имени Яковлева для замены в ВВС России учебно-тренировочных самолетов Л-39.

В задачи самолета входит обучение курсантов летных училищ, а в случае войны Як-130 способен выполнять функции легкого штурмовика – уничтожать отдельные наземные объекты и малоскоростные воздушные цели.

Важным отличием серийных Як-130 от машин-аналогов является их двигатель АИ-222-25, разработанный ГП «Ивченко-Прогресс». По словам главы «Иркута» Олега Демченко, двигатели этой серии «очень хорошо себя показали, что лишний раз подтверждает правильность нашего выбора».

Помимо этого, на серийных Як-130 впервые в России реализован полностью цифровой борт, в то время как на других самолетах до сих пор остается немало аналоговой техники.

В частности, цифровая электродистанционная система управления самолета позволяет в учебных целях изменять его характеристики устойчивости и управляемости, а также функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета, что в совокупности дает возможность имитировать на учебном «Яке» поведение практически любого современного боевого самолета, например МиГ-29, Су-27 или Су-30.

Теоретически на Як-130 можно сымитировать вообще любой самолет, в том числе американские и западноевропейские машины поколения 4+ и американские истребители пятого поколения F-35.

Все это позволяет отрабатывать 80% всей программы подготовки летчиков. Причем бортовая система имитации режимов боевого применения позволит курсантам при обучении обойтись без запусков реальных ракет и сброса бомб.

Конкурентом «Яка», проигравшим ему тендер на поставку ВВС РФ, был МиГ-АТ.

ОАО «Корпорация "Иркут"» – входит в состав ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и обеспечивает весь цикл работ по проектированию, производству, реализации и послепродажному обслуживанию широкого спектра авиационной техники военного и гражданского назначения. Шесть лет подряд «Иркут» признается в России лучшим экспортером в области авиации. На долю корпорации приходится порядка 15% объема российского оружейного экспорта.