Эксперты Иннопрома: будущее транспортного машиностроения – в автоматизации

Сегодня в рамках промышленной выставки Иннопром-2014 состоялась международная конференция на очень важную для отечественной промышленности тему – «Автоматизация и роботы в транспортном машиностроении».

Эту отрасль Россия старается развивать всеми возможными путями. Поэтому разговор получился весьма заинтересованным. В дискуссии приняли участие такие признанные в машиностроении эксперты, как:
•       Алексей Михеев, директор департамента металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ;
•       Михаил Аким, вице-президент ABB Russia;
•       Максим Нагайцев, генеральный директор ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»;
•       Мартин Лич, генеральный директор Magma International, экс-президент Ford Europe;
•       Бу Инге Андерссон, президент ОАО «АВТОВАЗ»;
•       Такахиро Коджи, генеральный директор Fanuc Brazil;
•       Франко Дереджибуса, вице-президент по Азии, Comau;
•       Бо Лильеберг, генеральный директор Yaskawa Russia;
•       Вольфганг Добеш, руководитель дивизиона «Автомобильное производство» Kuka Roboter;
•       Юрген Лисс, директор департамента «Промышленная автоматизация» Siemens Russia.

Модератором мероприятия выступил Алекс Загускин, управляющий директор консалтинговой компании AZ LLC (США), экс-вице-президент «Соллерс» и «Русских машин».

Генеральный директор Magma International, экс-президент Ford Europe Мартин Лич очень ценит автоматизацию и робототехнику. Именно благодаря им, отметил эксперт, предприятие получает огромные возможности и конкурентное преимущество. Напомним, в конце мая мир обошло сообщение о создании самоуправляемого автомобиля без руля и педалей, в котором управление осуществляется с помощью компьютера.

В России внедрение автоматизации на предприятиях можно наблюдать на примере АВТОВАЗа. Сейчас на заводах компании автоматизация превышает 80%, рассказал ее президент Бу Андерссон.

Завод в Тольятти был разделен на 11 элементов. Благодаря этой работе качество улучшилось на 30%. При этом во всем комплексе лишь пять уровней управления. И именно применение автоматизации, по словам президента, позволило сократить количество заместителей компании с 18 до пяти.

«АВТОВАЗ производит более 600 тыс. автомобилей, мы работаем для различных альянсов, являемся одним из семи заводов "Рено Нисан". Но для меня самым важным брендом является "Лада"», – сказал Бу Андерссон.

На долю концерна приходится 16% рыночной доли, сообщил президент компании. У АВТОВАЗа очень хорошие показатели продаж по «Ладе Калине» и «Приоре». В течение трех лет завод планирует выпустить новые модели: «Веста» – дизайна АВТОВАЗа, а также X-RAY и X-RAY cross – дизайнеров «Рено». Затем компания собирается выпустить седан. АВТОВАЗ использует своих дизайнеров, чтобы изменить имидж «Лады».

В области автоматизации компания имеет неплохие показатели. «Во-первых, у нас самые современные пресс-линии в России, – сообщил президент АВТОВАЗа. – Кроме того, мы обеспечиваем очень высокие показатели утилизации наших материалов. Какую-то часть деталей мы выбрасываем, но большую часть сохраняем и используем».

Михаил Аким, вице-президент ABB Russia, считает, что роботы – это лишь часть общей системы. Поэтому и говорить надо не столько о них, сколько об общей системе автоматизации производства, элементы которой развивались в России на протяжении более ста лет. «Мне кажется важным формирование единой экономической концепции процессов на заводе, – пояснил эксперт. – Построение системы завода должно происходить на самом раннем этапе проектирования. Это включает системы оборудования, учета и контроля. Далее все выводится на автоматический уровень. Такая система позволяет определить общие расходы».

Насколько возможно локализовать роботов в России, задался вопросом ведущий конференции. Ответом на него стало выступление Такахиро Коджи, генерального директора Fanuc Brazil. По его мнению, проблема в том, что сейчас автомобильные компании импортируют товары из-за рубежа. «Я считаю, что подобная цепочка организации поставок очень сильно влияет в целом на производство, – пояснил эксперт. – Это не позволяет создавать рабочие места на внутреннем рынке».

Отношение к подобной политике в долгосрочной и краткосрочной перспективе следует  изменить, согласились участники конференции.

Фото: Игорь Генералов