Россия займет 20 процентов глобального рынка вертолетов

К 2020 году Россия должна производить каждый пятый вертолет в мире. Такая стратегическая задача стоит сейчас перед отраслью.

В настоящее время экспорт отечественных вертолетов составляет около 300 единиц в год. А сумма контрактов, подписанных на ближайшие годы, насчитывает сотни миллиардов рублей, сообщает аналитик «Коммерсанта».

Вертолетостроение – единственная машиностроительная отрасль в России, которая показывает устойчивый рост на протяжении последнего десятилетия. По информации Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ), с 2004 по 2013 год производство вертолетов в России выросло в 3,5 раза. Даже во время мирового финансового кризиса (с 2009 по 2013 годы) число изготовленных машин не только не уменьшалось, но уверенно росло – на 66 процентов.

Холдинг «Вертолеты России», объединивший предприятия отрасли в 2007 году, в 2013-м выпустил 303 вертолета. Сравните: в 1999 году на всех российских заводах было собрано только 40 машин.

Выручка в вертолетостроении с 2008 по 2013 год увеличилась с 31 млн до 138 млн рублей. Такими показателями не может похвастаться даже нефтегазовый сектор. Кстати, и география экспорта у последнего ниже.

На российских вертолетах летают более чем в 100 странах мира. В том числе в США, где есть собственные вертолетостроительные компании – Bell Helicopter, Sikorsky Aircraft и Boeing. В России США закупали военно-транспортные Ми-17 В-5 для вооруженных сил Афганистана.

Ми-8/17 является самым распространенным газотурбинным вертолетом в мире. В мировом парке этих вертолетов более восьми тысяч единиц. В целом, отечественные вертолеты тяжелого класса составляют 56 процентов глобального рынка. В сегменте сверхтяжелых машин отечественные поставщики занимают вообще 74 процента мирового рынка.

А вот в нише легких вертолетов российская продукция представлена значительно меньше. Напротив, Россия сама закупает за рубежом вертолеты легкого и среднего классов. Так, в 2013-м поставки подобных машин в Россию составили 145 машин (рост на 50 процентов по сравнению с предыдущим годом).

Объем продаж военной продукции «Вертолетов России» в 2012 году составил 3,52 млрд рублей (рост 28 процентов). В это же время американская компания Sikorsky и итальянская AgustaWestland показали падение соответственно на девять и 15 процентов.

Портфель заказов «Вертолетов России» составляет 12,26 млрд долларов США. Для сравнения: американская Bell Helicopter имеет контрактов всего на 6,45 млрд.

Главной причиной такого быстрого восстановления отечественного вертолетостроения после распада СССР аналитик «Коммерсанта» считает масштабную модернизацию. Причем не одного-двух предприятий, а отрасли в целом – вертолетных заводов, поставщиков комплектующих, сервисных предприятий, конструкторских бюро.

Техническое перевооружение проходит на Казанском вертолетном заводе и дальневосточном ААК «Прогресс», Улан-Удэнском авиационном заводе и «Роствертоле», пермском «Редуктор-ПМ» и на других предприятиях холдинга. В тотальное обновление отрасли только в первом полугодии 2013 года вложено 8,3 млрд рублей (рост на 46,7 процента по сравнению с тем же периодом 2012 года).

Главной перспективой отрасли является освоение новых рыночных ниш – легких и средних вертолетов. До сих пор в холдинге «Вертолеты России» наблюдался явный перевес в пользу продукции военного назначения. Развитие модельного ряда гражданских вертолетов необходимо еще и для того, чтобы не зависеть от колебаний спроса в военном сегменте.

Отечественные вертолетостроители уже начали работу в этом направлении. Созданы легкие Ка-226Т, «Ансат», стартовал совместный с AgustaWestland проект создания вертолета максимальной взлетной массой 2,5-3 тонны.

Самым амбициозным проектом в классе средних гражданских вертолетов является RACHEL – аббревиатура Russian Advanced Commercial Helicopter (российский перспективный коммерческий вертолет), многоцелевая коммерческая машина с максимальным взлетным весом 10-12 тонн, которая сможет перевозить 21-24 пассажира. Разрабатываются специализированные версии: поисково-спасательная, патрульная и медицинская. А в перспективе RACHEL заменит самую успешную машину отечественного вертолетостроения Ми-8/17.

Интересное будущее ждет и другую разработку в классе средних вертолетов – Ка-62, машину для корпоративных и пассажирских перевозок, а также специальных операций.

Начались летные испытания еще одной новинки – транспортно-пассажирского Ми-38. Его предполагается применять для перевозки грузов и пассажиров, использовать в качестве летающего госпиталя. Высокая крейсерская скорость 295 км/ч и дальность полета 1200 км являются неоспоримыми достоинствами машины. Вертолет будет готов в конце 2015 – начале 2016 годов.

Сферы применения вертолетов в мире стремительно расширяются. Эти машины, к примеру, просто незаменимы в критических ситуациях и для работы в нефтегазовом секторе. Не иссякает спрос на военные вертолеты. А число частных и корпоративных владельцев этих машин увеличивается огромными темпами. Так что стратегическая цель российского вертолетостроения – занять 20 процентов глобального рынка – вполне выполнима.