Россия: ключ на старт!

Космическая индустрия страны: вчера, сегодня, завтра.

Космонавтика – подлинная гордость России и каждого ее гражданина, независимо от возраста, социального положения, политических взглядов. Начиная с 1957 года, и по сей день у любого жителя нашей страны есть все основания уверенно и с достоинством повторять слова поэта: «Зато мы делаем ракеты!».

Вчера

Российские исследователи стояли и у самых истоков космонавтики. Огромный вклад в ее развитие внесли Иван Мещерский и Константин Циолковский, разработавшие теорию полета ракеты еще в 1897–1903 годах.

Имена других российских ученых – Фридриха Цандера и самоучки Юрия Кондратюка – менее известны. Но их идеи – касающиеся условий для жизни человека в космосе, многоступенчатый вариант ракеты и оптимальная траектория вывода ракеты на орбиту – до сих пор используются всеми космическими державами.

Развитие космонавтики в России в 20–30 годы связано с деятельностью Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и Групп изучения реактивного движения (ГИРД), а в дальнейшем Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). Именно здесь было положено начало отечественной реактивной технике: разработаны первые реактивные аппараты, проведены их огневые и летные испытания. Здесь начинал и будущий Главный конструктор Сергей Королёв.

Исследования по ракетной технике велись в нашей стране даже во время Великой Отечественной войны: был испытан ракетоплан РП-318-1, разрабатывались различные типы крылатых ракет, двигатели на различных видах топлива.

Исторически создание ракетно-космической отрасли было тесно связано с обороной страны и необходимостью разработки, в частности, боевых баллистических ракет дальнего действия (БРДД). В 1946 году Совет Министров издал постановление о создании ракетной промышленности. Оно стало базой и для развития космонавтики – в СССР началось становление ракетно-космической промышленности и техники.

В историю человечества навсегда золотыми буквами будут вписаны два величайших события, случившиеся в России: запуск на орбиту первого в мире искусственного спутника Земли и первый полет человека в космос.

Осуществлением этих задач занимался Государственный НИИ реактивного вооружения №88 (НИИ-88). Здесь же над проектированием БРДД с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) трудился коллектив, возглавляемый Главным конструктором Сергеем Королёвым. В 1956 году он стал самостоятельной организацией – ОКБ-1 (сегодня это всемирно известная Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С. П. Королёва).

После удачного запуска летом 1957 года межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 – знаменитой «семерки» – появилась надежда на вывод в космос искусственных спутников Земли. Все работы возглавлялись королёвским ОКБ-1.

И 4 октября 1957 года ракетой-носителем Р-7 с космодрома Байконур на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ).

А 12 апреля 1961 года состоялся и первый в истории Земли полет человека в космос – его совершил гражданин Советского Союза Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток».

Особняком в истории российской космонавтики стоит лунная программа, принятая в СССР в 1960 году. Координация программы была несовершенной, схожие проекты разрабатывались одновременно двумя, а то и тремя разными конструкторскими бюро, силы и средства распылялись. По мнению историков, это стало одной из причин того, что пилотируемые полеты к Луне в СССР так и не состоялись.

Лунная гонка закончилась в 1969 году, когда на поверхность Луны высадились американские астронавты. Но и после этого, в 1970-м, на спутник Земли был доставлен первый в мире – советский – планетоход «Луноход-1», а автоматическая станция «Луна-16» впервые доставила на Землю лунный грунт.

Сегодня

Сегодня в космической отрасли России работает около 100 компаний, в которых занято в общей сложности свыше 250 тысяч человек.

Самая крупная – РКК «Энергия», главный подрядчик пилотируемых космических полетов, ведущий разработчик космических аппаратов, таких как Союз-ТМА и Прогресс, и участник программы по созданию Международной космической станции.

Ведущими производителями ракет-носителей являются ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, ЦСКБ-Прогресс и Производственное объединение «Полет».

В числе основных производителей двигателей – НПО «Энергомаш», ПО «Полет» и МКБ «Факел». 

Разработкой спутников занимаются: ИСС М.Ф. Решетнёва, Корпорация ВНИИЭМ, ЦСКБ-Прогресс.

А лидером в области межпланетных зондов является Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина.

Российская космическая отрасль является одной из самых мощных в мире. Наша страна безоговорочно лидирует в пилотируемой космонавтике и в запусках на орбиту, держит паритет с США в области космической навигации.

Ежегодно у нас осуществляется около 30 пусков ракет (примерно 40% от всего мирового объема). Россия – единственная из 15 стран-участниц МКС, которая занимается достройкой и расширением Международной космической станции.

Россия – одна из двух стран, которые способны вывести человека на орбиту. И одна из трех, имеющих скафандр для работы в открытом космосе.

От главных наших соперников – США и Европейского космического агентства – мы отстаем лишь в радиационно-стойкой элементной базе, исследованиях дальнего космоса и технологиях дистанционного зондирования Земли.

Завтра

В ближайшие 10-20 лет параллельно с дальнейшим использованием космодромов Байконур и Плесецк, будет введен в эксплуатацию космодром Восточный. На нем станут запускать ракеты «Союз-2» лёгкого и среднего классов.

Будет разработан кислородно-водородный разгонный блок. А также освоено использование сжиженного природного газа в качестве перспективного компонента ракетного топлива.

Дальнейшее развитие ждет группировку ГЛОНАСС. К ней добавятся новые космические аппараты с периодом эксплуатации не менее 10 лет.

Как минимум до 2020 года продолжится использование Международной космической станции.

Россия и дальше будет участвовать в международных космических проектах по изучению Луны, Марса и Юпитера. Но основное наше внимание будет направлено на проведение собственных исследований Луны. Роскосмос и Институт космических исследований (ИКИ) РАН уже создали совместную комиссию для выработки стратегии этих исследований – лунная программа будет возобновлена.

Первым ее этапом станет исследование Луны с помощью автоматических космических аппаратов. Вторым – пилотируемый полет. А третьим – создание на Луне роботизированной научно-исследовательской базы, которая будет посещаться вахтовым методом.

В более отдаленной перспективе нас ждет:

– создание парка многоразовых космических буксиров;

– разработка ракет сверхтяжелого класса (грузоподъемностью более 100 т);

– ввод в строй нового пилотируемого корабля;

– доставка грунта с Марса;

– организация космического туризма;

– создание на орбите производств для выпуска материалов с особыми свойствами (сверхчистых и т. п.);

– разработка систем защиты планеты от малых и больших астероидов;

– организация роботизированных баз для изучения Марса и Венеры.

Планы – на грани фантастики. Но осуществлять их, похоже, будет вполне реальная организация – Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), о необходимости которой в Правительстве начали говорить еще в конце 2012 года, после череды космических неудач.

2 декабря 2013 года Президент России Владимир Путин подписал указ о ее формировании. Было решено, что ОРКК будет сформирована на базе НИИ космического приборостроения путем объединения активов 48 организаций. В нее войдут все предприятия космической отрасли, как гражданские, так и выполняющие заказы Минобороны. В Роскосмосе же останутся отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры.

И вот свершилось. В ночь на 6 марта 2014 года вице-премьер Дмитрий Рогозин написал в своем микроблоге в Twitter: «Объединенная ракетно-космическая корпорация зарегистрирована! Приступаем к масштабной реформе отечественной космонавтики».

Россия снова на взлете. «Минутная готовность. Ключ на старт. Зажигание…»