Позиционирование на мировом рынке в рамках ВТС

Обзор проблемы

Экспорт вооружений, или военно-техническое сотрудничество, как это звучит на профессиональном языке, всегда было атрибутом экономически и технологически  развитых государств.

Военно-техническое сотрудничество кроме понятного экономического ракурса (экспорт техники, последующий экспорт комплектующих и дополнительного оборудования, занятость в национальной экономике), имеет и важнейший геостратегический аспект.

В части геостратегии военно-техническое сотрудничество выступает инструментом выстраивания пояса безопасности и добрососедства. Страны – реципиенты технологий и вооружений, принимая решения о перехода на технологию той или иной страны, делают осознанный и долгосрочный партнёрский выбор. Это не означает готовности быть военно-политическим союзником, но это означает, что страны точно планируют иметь конструктивные взаимно-корректные отношения.

Второй ракурс – это то, что называется демонстрация флага. Присутствие на внешних рынках вооружений в совокупности с информацией, что демонстрируемая техника поступает для своих Вооруженных Сил принципиально снижает риски безопасности.

Россия является одним ключевых игроков мирового рынка вооружений и военной техники.

Тенденции

Рынок вооружений и связанных с ним экономических (финансово-кредитное взаимодействие), юридических (разрешительные / запретительные режимы), а также логистическая сферы крайне политизированы и могут претерпевать существенные изменения в кратчайшие сроки.

«Отечественным производителям и поставщикам вооружений и военной техники приходится действовать в непростых условиях, в ситуации недобросовестной конкуренции.

Вместе с тем мы видим ряд тревожных тенденций, которые всё сильнее проявляются в последнее время. Имею в виду прежде всего систематический отход отдельных участников рынка вооружений от норм и принципов международного права, прямые угрозы в отношении суверенных государств. Вместо реальной борьбы с террористическими группировками идёт имитация этой борьбы, растут неконтролируемые вооружённые поставки», - отметил Президент Российской Федерации на Заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

При этом российским компаниям удается показывать устойчивый рост с начала нулевых.

По итогам трёх кварталов 2017 года портфель заказов по линии ВТС превысил 45 миллиардов долларов. По плану экспортные поставки за 2017 год должны составить 15,3 миллиарда долларов.

По данным «Рособоронэкпорта», с начала 2000-х наблюдается устойчивая тенденция повышения спроса на российскую военную продукцию.

«Вооружение и военная техника для сухопутных войск российского производства пользуется заслуженным авторитетом и находит свои роль и место в вооружении иностранных армий. С 2001 года по настоящее время общий объем ее экспорта составил около 25 млрд. долларов США, и сегодня мы отмечаем рост спроса в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, Центральной и Западной Африки и Латинской Америки», – сообщил заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов.

Восстановлению и развитию ВПК России способствовала обширная программа перевооружения российской армии, а также аналогичные программы со стороны партнёров по Организации Договора о коллективной безопасности, которые проводились в последнее десятилетие.

Военные расходы государств СНГ и Грузии в 2010–2011 годах (в млн. долл.)*
Страна

2010 год

% от ВВП в 2010 году

2011 год

% от ВВП в 2011 году

1 Армения 

347

4.07

387

4,1

2.

Азербайджан

1585

3,95

3100

6,2

3. Грузия 

519

4,56

390

2,9

4. Молдавия

29

0,56

29

0,55

5. Казахстан

1066

0,9

1297

0,9

6. Киргизия 

96

1,7

111

2,09

7. Таджикистан

84

1,5

105

1,68

8. Туркменистан**

261

1,5

336

1,5

9. Узбекистан

1422

3,5

1568

3,2

10. Украина

1132

0,8

1710

1,08

11. Белоруссия 

926

1,5

990

1,5

12. Россия 

41 800

2,9

50 570

3,02

Итого

49 267

2,29

60 593

2,41

*таблица составлена на основе анализа открытых данных об экономиках стран СНГ и их бюджетов на 2010 и 2011 годы. Курс доллара по отношению к национальным валютам в среднем принят таким, каким он определен в законах о бюджетах стран СНГ на 2010 и 2011 годы. **данные расходной части бюджета Туркменистана на 2010 и 2011 годы.

 

Данные программы сыграли важную роль в преобразовании ОПК. Свой положительный вклад внесла и межгосударственная кооперация по линии ОДКБ.

Заместитель директора ФСВТС России Константин Бирюлин в 2011 году в интервью "Интерфакс-АВН" отметил, что военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Белоруссией и другими странами ОДКБ имеет мощный потенциал для дальнейшего развития. При этом в вопросах ВТС России с зарубежными странами все более заметную роль играет Белоруссия и другие государства ОДКБ. Это подтверждает ежегодный рост объемов поставок российского оружия в эти страны, дальнейшее укрепление и развитие кооперационных связей между оборонными предприятиями. В интервью Бирюлин рассказал о совместно реализуемых проектах между российскими и белорусскими экспортерами вооружений и направлениях развития ВТС в рамках ОДКБ.

Согласно новым данным о поставках оружия, опубликованным Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (SIPRI), объем международных поставок основных видов обычных вооружений в 2012-2016 гг. вырос на 8.4 % по сравнению с 2007-11 гг. Примечательно, что объём поставок в 2012-16 гг. достиг самых высоких показателей по сравнению со всеми предыдущими пятилетними периодами со времени окончания холодной войны.

В 2012-16 гг. поставки оружия в Азию и Океанию и на Ближний Восток возросли, в то время как в Европу, Северную и Южную Америку, Африку-сократились. Крупнейшие экспортеры военной продукции – Соединенные Штаты Америки, Россия, Китай, Франция и Германия – обеспечили 74 % совокупного мирового объёма экспорта вооружений.

Экспортеры вооружений в 2012-16 гг.

Главным экспортером оружия были США, обеспечившие одну треть мирового экспорта основных видов обычных вооружений. По сравнению с 2007-11 гг. объём экспорта из США вырос на 21 %. Почти половина поставок оружия осуществлялась на Ближний Восток. "США поставляет основные виды обычных вооружений по меньшей мере в 100 стран по всему миру - гораздо больше, чем любая другая страна-поставщик, - отметила директор Программы вооружений и военных расходов SIPRI д-р Од Флеран. -Ударные самолеты с крылатыми ракетами и высокоточными боеприпасами, системы противовоздушной и противоракетной обороны последнего поколения составляют значительную долю экспорта вооружений США». Доля России в совокупном мировом экспорте составила 23 % в 2012-16 гг. 70 % российского экспорта оружия пришлось на Индию, Вьетнам, Китай и Алжир. Доля Китая в мировом экспорте возросла с 3.8 % в 2007-11 гг. до 6.2 % в 2012-16 гг. Китай вошел в число крупнейших экспортеров, ненамного обойдя Францию и Германию, доля которых составила 6 % и 5.6 % соответственно. В ближайшее время период сравнительно низких французских экспортных поставок может закончиться из- за целого ряда крупных контрактов, подписанных в течение последних пяти лет. Несмотря на всплеск экспорта вооружений в 2016 году, доля экспортных поставок Германии в 2012-16 гг. снизилась на 36% по сравнению с 2007-11 гг.

В целом динамика экспорта вооружений России более чем за полвека выглядит следующим образом.

Таблица приведена РБК 

 

Сформированный экспортный задел будет поддержан за счет реализации очередной государственной программы вооружения (ГПВ) на 2018−2027 годы. Поступление новых образцов техники для нужд собственной армии является наилучшей мотивацией для зарубежных покупателей рассмотреть данную возможность и для развития собственной безопасности.

Финансирование предварительно заявлено в объеме 19 трлн руб., которые должны обеспечить сбалансированное развитие всех видов и родов войск в ближайшую десятилетку.

В части авиации продолжатся закупки многофункциональных истребителей Су-30СМ и Су-35, а также фронтовых бомбардировщиков Су-34, состоится первая закупка партии перспективного комплекса фронтовой авиации Су-57, 24 истребителей МиГ-35, а также будет приобретена партия стратегических ракетоносцев Ту-160М2. Параллельно будет вестись научно-исследовательская работа по перспективному авиационному комплексу дальней авиации. Закупки вертолетов будут сокращены, но зато в интересах воздушно-космических сил будет развернуто серийное производство зенитных ракетных систем С-500 «Прометей» и комплексов «Бук-М3», беспилотных летательных аппаратов и новой системы космической оптико-электронной разведки «Раздан».

Сухопутные войска получат новые войсковые системы ПВО (в том числе разрабатываемые в рамках ОКР «Стандарт»), танки Т-90 и Т-14 «Армата», бронемашины пехоты «Курганец-25» и бронетранспортеры «Бумеранг».

Упор будет также сделан на адаптацию вооружений для арктических территорий, в частности речь пойдет о зенитной ракетной системе С-300В4 и зенитном ракетном комплексе «Тор-М2». Эксперты также отмечали, что военные продолжат совершенствовать систему управления тактическим звеном, а также возьмут комплекты боевой экипировки «Ратник» в конфигурации, оптимизированной под требования ВДВ.

Аналогичным путем формируется и экспортный задел иными крупнейшими поставщиками вооружений и военной техники. Так, событие года стала победа Northrop Grumman в соревновании с Boeing за право создания перспективного ударного бомбардировщика. Ходя н=данная техника как правило не становиться предметом экспорта, она создаёт мощный имидж превосходства и стимулирует приобретение иной продукции. При этом и сам проект, указанный выше, это огромный вклад развития конкретной корпорации. Бюджет проект 80 млрд. долларов.

Выводы

  1. На рынок военной продукции оказывает существенное влияние информационная деятельность (пиар, маркетинг)
  2. Российская военная продукция имеет высокий авторитет о потенциальных покупателей.

Предложения

  1. Ведение систематической информационной кампании: а) по повышению профессий в сфере ОПК, в том числе инженерных профессий; б) по популяризации истории создания известных образцов техники.
  2. Отдельный блок информационной работы должен быть посвящен донесению позиции России о соблюдении международного права в части осуществления военно-технического сотрудничества.