АВТОВАЗ. Становление национального чемпиона

ПАО «АВТОВАЗ» является уникальным предприятием, это крупнейший производитель альянса Renault–Nissan в России и один из крупнейших автозаводов в мире0. По состоянию на начало 2016 года производит автомобили под собственной торговой маркой Lada, а также автомобили марки Nissan, Renault и Datsun. Кроме того, АВТОВАЗ поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марки Lada и их модификаций.

Проблема авторынка

В 2012–2013 годах продажи новых автомобилей в России составляли почти 3 миллиона штук в год. Участники рынка рассчитывали на рост до 3,5 миллионов, но вместо этого в 2014 году показатели упали до 2,49 миллиона, а по результатам 2016 года обвалились до 1,43 миллиона. Количество дилерских центров в России сократилось с 4,1 тысячи в 2014 году до 3,5 тысяч по состоянию на конец июля 2017 года. На автомобильном рынке сформировался очевидный потребительский тренд: население переориентировалось с первичного рынка на вторичный. Те, кто собирался купить новый автомобиль в кредит, сейчас такой возможности лишены из-за стоимости кредитов. Им проще купить подержанный, но кредитование вторичного рынка еще недостаточно развито. 

Выход из сложившейся ситуации

В связи с экономическим кризисом российский автопром получил сильнейший удар, и больше всего пострадало ОАО АВТОВАЗ. Его продажи упали более чем на 19%, и прогнозы экспертов не предвещали ничего хорошего. Но с 2016 года, несмотря на общий фон падения авторынка, продажи начали решительно расти, и к концу мая 2017 года они выросли на рекордные 14,7%. В связи с повышением продаж концерн стремительно набирает обороты производства автомобилей. Согласно проекту развития автопрома РФ, производственные мощности будут увеличены в 2 раза. 

На 2016 год ключевым участником российского авторынка было ПАО АВТОВАЗ, занимая 33% от общего производства. Если обращаться к более реальным цифрам, то с сентября производство выросло с 22 тысяч до 29 тысяч автомобилей в месяц, и к концу 2017 года компания собирается превысить отметку в 420,7 тысяч автомобилей в год. Продажи АВТОВАЗ в Европе также подскочили до небывалых высот. За первый квартал 2017 года было продано 1,14 тысяч автомобилей Lada, что на 62,9% выше показателей первого квартала 2016 года. На этом показатели АВТОВАЗ не останавливается. В течение 5 лет компания планирует экспортировать за рубеж 20% продукции, для чего заключается и возобновляется сотрудничество с такими странами, как Куба, Иордания и Германия, где уже открылись первые автосалоны LADA.

Первая партия Lada Vesta и Lada Largus Cross в количестве 344 автомобилей отправляется в Республику Куба. На место автомобили прибудут в январе следующего года. Поставка автомобилей на Кубу осуществляется при содействии ВЭБ, который обеспечил финансирование этой сделки, а также Российского экспортного центра, поддерживающего развитие экспортного партнерства российских производителей с зарубежными компаниями. Российский автопроизводитель рассчитывает после 12-летнего перерыва продолжить поставки автомобилей на Кубу в ближайшие годы с увеличением объемов.

Российская сторона заинтересована не только в продаже товара, но в и поддержании автомобилей в рабочем состоянии. Президент ПАО АВТОВАЗ Николя Мор заявил: «Со своей стороны мы обеспечим также обучение кубинских специалистов послепродажному обслуживанию и наличие запасных частей».

Куба — один из приоритетных экспортных рынков среди латиноамериканских стран, и сотрудничество с ней поможет показать мировой общественности уровень российского автопрома, полностью соответствующий мировым стандартам качества.

АВТОВАЗ возобновит поставки автомобилей Lada в Иорданию. Для этого в столице Королевства Иордания, Аммане, открылся первый автосалон Lada компании Global Vehicle Trading. В модельном ряду Lada для Иордании представлены Lada Vesta, Lada Granta, трех- и пятидверная Lada 4х4, семиместный универсал и фургон Lada Largus, Lada Kalina и Lada Kalina Cross. Местным покупателям будут предоставлены различные дополнительные услуги, в том числе сервис по круглосуточной помощи на дорогах в течение трех лет с момента приобретения автомобиля. На этапе перезапуска бренда в стране импортер планирует продать до 400–500 автомобилей в 2018 году.

Что касается участия АВТОВАЗ в европейском авторынке, аналитики предвещают небывалый рост продаж. Только за первые 2 квартала 2017 года в странах Евросоюза было продано примерно 2,5 тысячи автомобилей, что на 31,7% превышает показатели 2016 года.  Две отечественные модели LADA Granta и LADA Vesta по итогам 10 месяцев 2017 года оказались в числе 80 самых продаваемых автомобилей в Европе. Причем LADA Granta занимает 60-е место, обогнав по продажам знаменитый немецкий автомобиль Audi A6. Аналитики агентства «АВТОСТАТ» связывают увеличение продаж с выходом на рынок Европейского союза седана Lada Vesta, продажи которого стартовали в 2017 году в Германии, Венгрии и Болгарии.

Этим результатам во многом поспособствовала программа Минпромторга по стратегии развития экспорта автомобильной промышленности. Минпромторг поставил перед всей российской промышленностью амбициозную задачу: увеличить импорт автомобилей из России до 25%. Это программа, согласно стратегии развития, позволит вернуть отрасль машиностроения к экономически эффективным масштабам производства и повысить объемы несырьевого экспорта РФ, что весомо повлияет на уровень российской экономики.

Причина успеха

Своим успехом компания АВТОВАЗ во многом обязана своим хэдлайнерам: Vesta, Granta и Largus. Эти автомобили представляют собой новое технологическое слово в российском автопроме, который теперь наравне может состязаться с зарубежными конкурентами.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, будучи на тест-драйве Lada Vesta в октябре 2015 года, отметил, что новый продукт АВТОВАЗ создаст конкуренцию даже знаменитым мировым брендам автомобилестроения. «Соотношение цены и качества, мне кажется, здесь является абсолютным глобальным конкурентным преимуществом. Качество, я убежден, на уровне мировых стандартов», — сказал президент. «Отличная машина, очень хорошая, приемистая, легкая в управлении», — резюмировал Путин. Также Владимир Владимирович поблагодарил руководство АВТОВАЗ за новинку и добавил: «У “АвтоВАЗа” отличное будущее. Сегодня он занимает 25% авторынка в России и, я уверен, сохранит эту планку».

Конструкторы сделали так, чтобы автомобили отвечали главным пунктам, положенным современному автомобилю: безопасность, экономичность и экологичность. Так, АВТОВАЗ приступил к серийному производству первого российский легкового автомобиля модели Vesta, работающего как на бензине, так и на сжатом природном газе — метане. Двухтопливный двигатель раньше использовался только на грузовых и полугрузовых автомобилях, что позволяло значительно удешевить расходы на грузоперевозку. Теперь же с оснащением легковых автомобилей CNG-двигателями наступает новая эпоха. Использование метана позволяет снизить расходы на горючее в три раза. Например, автомобиль LADA Vesta CNG с двигателем 1,6 л и механической коробкой передач имеет газовый баллон объемом 18 кубических метров, топливный бак на 55 л и способен проехать более 1000 км без дозаправки. Причем на метане расход на 100 км составляет 6,3 кубических метра, а расход на бензине — 7,5 л, и если сравнить стоимость топлива, то выгода газового двигателя становится очевидна. Несмотря на более высокую цену двухтопливного двигателя, экономия на топливе компенсирует надбавку за год. Когда речь заходит о битопливном двигателе, особое внимание уделяется безопасности. При разработке LADA Vesta CNG использовались современные металлокомпозитные материалы для газовых баллонов, снабженных встроенным предохранителем и скоростным клапаном, исключающими возможность разрыва баллона, а также неконтролируемый выход газа при повреждении газовой магистрали. При этом даже в случае утечки метан не скапливается, подобно сжиженному газу, а улетучивается, не угрожая возгоранием. Баллон устанавливается в багажнике автомобиля позади спинки заднего сидения, что защищает его от внешних повреждений и в минимальной степени повлияет на практичность автомобиля, благодаря большому объему багажного отделения. Начало серийного выпуска двухтопливного автомобиля LADA Vesta положительно скажется и на развитии газозаправочного направления. Партнером АВТОВАЗ выступает ОАО «Газпром», которое планирует с ростом рынка автопрома увеличивать производство газовой техники и совершенствовать сети заправок. На диаграмме, предоставленной Министерством энергетики, можно увидеть, как стремительно растет популярность газового топлива на стационарных АЗС. Это обусловлено не только низкой стоимостью топлива, но и безопасной транспортировкой сжатого природного газа на дальние дистанции. В вопросе экологичности метан также оставляет позади нефтяное топливо. Метан соответствует стандарту «Евро 5», при его использовании объем вредных выбросов сокращается в несколько раз. По сравнению с бензином, в отработавших газах метанового двигателя содержится в 2–3 раза меньше оксида углерода, в 2 раза меньше окиси азота, задымленность снижается в 9 раз.

Встает вопрос о цене автомобиля, так как современные модели АВТОВАЗ стоимостью порой даже превышают цену на бюджетные иномарки. Но благодаря программе государственного субсидирования российский автопром станет доступней. Льготная госпрограмма автокредитования распространяется на все продукты АВТОВАЗ, и автолюбители, благодаря помощи государства, могут оформить автокредит в 2017 году на выгодных условиях, когда банковская процентная ставка по льготному автокредиту уменьшается на 6,7%. Эта программа была нацелена на поддержание отечественного авторынка, что привело к росту продаж компании. 

Вклад Ростеха

Но помимо названных выше фактов, основная причина стремительного роста продаж АвтоВАЗа — это программа Ростеха по содействию государственной политике по развитию и модернизации промышленности. Ростех активно поддерживает автоконцерн с 2008 года, обеспечивая его инвестициями и участвуя в переговорах между концернами: например, соглашение между альянсом Renault–Nissan и АВТОВАЗ в 2011 году помогло существенно модернизировать производственную линию заводов АВТОВАЗ.

После ряда неудачных лет, когда ПАО АВТОВАЗ несло сильные убытки (как пример — итоги 2015 года, когда завод потерял 73,9 млрд руб, а общий долг компании составлял 104 млрд руб), альянс Renault–Nissan и Ростех провели эмиссию с целью покрыть долги автоконцерна, чем вдохнули в него новую жизнь.

С конца 2016 года совместная холдинговая компания Alliance Rostec Auto B.V. владеет 64,6% акций в крупнейшем российском автозаводе, а через полтора года Ростех собирается ликвидировать холдинговую компанию и иметь прямое владение совместно с концерном Renault–Nissan. 

По приведенной таблице можем заметить, как благоприятно сказывается поддержка Ростеха на прибыли АвтоВАЗа. Общая выручка компании выросла на 19,7%, составив 46 млрд руб. Согласно прогнозу экспертов, после проведения допэмиссии компания сможет вывести свои чистые активы в положительную зону, погасить свой долг, составивший на конец отчетного периода 102 млрд руб. и в ближайшие годы показать чистую прибыль.

Итоги:

  1. Компания АВТОВАЗ фиксирует небывалый рост продаж, что положительно влияет на рыночную долю продуктов компании, а также на весь рынок отечественного автопрома в целом.
  2. На фоне общего падения российского авторынка компания АВТОВАЗ смогла уверенно пробиться на мировую арену автопрома и увеличить свои продажи до небывалых высот.
  3. Госкорпорации и правительство активно поддерживают российский автопром, чем эффективно пользуется АВТОВАЗ для закрепления на отечественном рынке и захвата зарубежного.
  4. Компания расширяет спектр своих зарубежных партнеров, поднимая статус российского автопрома до мирового уровня.   
  5. Освоение новых технологий двухтопливного двигателя не только сокращает расходы клиентов на топливо, но и провоцирует рост газотопливной промышленности, что положительно сказывается на экологической обстановке в стране, задавая новое направление технологического развития России.
  6. Консолидация с Ростехом привела ОАО АВТОВАЗ к погашению долгов и даже к выходу компании из отрицательных доходов. Плодотворное сотрудничество приведет к осваиванию современных машиностроительных технологий, повышению количества стран-импортеров и увеличению количества госпроектов по поддержке автомобильной промышленности. 
  7. Развитие автоконцерна заставляет вновь поверить в мощь российского автопрома.