Развитие «зеленых» технологий переработки отходов

Сегодня, по данным государственной корпорации «Ростехнологии», являющейся крупнейшим участником рынка мусоропереработки в стране, на территории России скопилось более 31 млрд тонн неутилизированных отходов. И их количество ежегодно увеличивается более чем на 60 млн тонн.

Министерством природных ресурсов России было подсчитано, что на каждого россиянина приходится по 400 кг отходов в год, а среднестатистическая российская семья, состоящая из четырех человек, выбрасывает за год около 150 кг разного рода пластмасс, примерно 100 кг макулатуры и около 1000 стеклянных бутылокi.

Переработка мусора (ТБО) в России

Данные Корпорации «Ростехнологии» свидетельствуют, что не менее 40% от всего накопившегося в стране мусора представляет собой ценное вторичное сырье, но в переработку поступает лишь 7–8% бытовых отходов, а остальной мусор вывозится на полигоны.

Проекты по мусоропереработке являются мировым трендом, который интересен как бизнесу, так и зарубежным инвесторам. Мировой мусорный рынок сегодня оценивается примерно в 120 млрд долларов, а в России переработка отходов, по подсчетам различных компаний, может приносить от 2 до 3,5 млрд долларов в годii.

Сегодня сферу инвестиций в мусоропереработку можно считать весьма перспективной ввиду высокого спроса на вторичное сырье, получаемое на мусороперерабатывающих заводах. Кроме того, из-за твердых тарифов на утилизацию ТБО от муниципалитетов эта сфера считается низкорисковым бизнесом. По этим причинам иностранные фонды и компании постоянно заявляют о своей готовности финансировать строительство мусороперерабатывающих предприятий в России.

Интерес со стороны зарубежных компаний понятен: у нас данная отрасль сегодня находится в самом начале развития. По состоянию на сегодняшний день, в России функционирует только:

  • 243 мусороперерабатывающих заводов,
  • 50 мусоросортировочных комплексов,
  • 10 мусоросжигательных заводов.

Безусловно, данного количества недостаточно, чтобы справиться с объемами ТБО, образующимися в России. Следовательно, каждое новое мусороперерабатывающее предприятие в России будет иметь хорошую окупаемость: примерно от двух до пяти лет.

Помимо этого, в России нет заводов, которые осуществляют полный цикл переработки мусора. Большинство отечественных проектов до сих пор ограничиваются покупкой промышленных прессов, необходимых для спрессовывания мусора для его дальнейшей укладки на полигоне. И вполне естественно, что возможность получения выручки от продажи полученного из мусора вторсырья, на которую прежде всего рассчитывают иностранные инвесторы, у нас практически никак не реализовывается.

Именно в этом и заключается ключевое отличие отечественной схемы мусоропереработки от европейской. Принятые в Европе высокие экологические требования сделали размещение ТБО на полигонах самым дорогим и невыгодным способом утилизации отходов, в то время как их переработка является весьма серьезным доходным бизнесом. В России же все происходит с точностью наоборот: дешевле всего оказывается складировать мусор на полигонах либо сжигать егоiii.

Проблема утилизации мусора в России

Московский регион еще несколько лет назад столкнулся с такой проблемой, как отсутствие мест для захоронения ТБО. Данную проблему, как и проблему увеличения числа несанкционированных свалок по всей территории страны (в ряде регионов доля несанкционированных свалок достигает 40%), можно решить, только кардинально изменив государственный подход к проблеме мусоропереработки и создав полноценную инфраструктуру переработки ТБОiv.

Основные тенденции, отражающие образование отходов производства и потребления в России за последние девять лет, представлены в Табл. 1. и на Рис. 2. Соответствующие данные взяты из сводных отчетов предприятий-природопользователей по форме федерального статистического наблюдения № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»v.

Показатель 2006 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Образование отходов — всего 3519 3735 4303 5008 5153 5168 5060
в т.ч. опасных 140 114 120 114 117 124 110

Табл.1. Динамика образования отходов производства и потребления в России, млн т

 

Рис. 1. Динамика образования отходов производства и потребления в России, млн т



Как следует из представленных в Табл. 1 данных, количество образовавшихся отходов с 2006 г. по 2015 г. возросло на 44%. Указанное увеличение отмечалось в большинстве рассматриваемых лет. Что касается 2015 г., то соответствующая величина по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 108 млн т, или на 2%. При этом следует иметь в виду, что на приведенные цифры и их динамику за приведенные годы в определенной степени оказало воздействие улучшение первичного учета на предприятиях, укрепление отчетной дисциплины и ряд других факторов организационно-статистического характера. Аналогичное воздействие указанные мероприятия оказали также на иные основные показатели, отражающие обращение с отходами.


Меры по стимулированию раздельного сбора мусора

Нормативно-правовую базу, регулирующую сферу государственного экономического стимулирования инвестиций в охрану окружающей среды, составляют следующие документы:

Ст. 16.3 и 17 ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2013 года № 347 «Об утверждении правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий»;

Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2012 года «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа»;

Приказ Минприроды от 5 августа 2013 года «Об утверждении инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного газаvi.

Минприроды России намерено стимулировать раздельный сбор и сортировку отходов. В 2016 году определен перечень биоразлагаемых товаров и упаковки, а на 2017 г. запланировано дальнейшее развитие правового регулирования, обеспечивающего эффективное использование отходов как вторичных ресурсов, в том числе путем расширения перечня упаковки товаров, подлежащий утилизации. Будут завершены работы по установлению требований к объектам размещения отходов.

Динамика образования опасных отходов — т.е. отходов, отнесенных к I–IV классам опасности — имела в 2007–2015 гг. во многом колебательный характер: в отдельные годы отмечался рост, а в другие годы — уменьшение рассматриваемого показателя. В целом объем образования данной группы отходов производства и потребления сократился с 2006 г. по 2015 г. на 30 млн т, или на 21%. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. это уменьшение составило 14 млн т, или 11%.

Доля опасных отходов в общем объеме образования всех отходов производства и потребления в 2006 г. составляла 4,0%, в 2014 г. — 2,4% и в 2015 г. — 2,2%vii.

В рамках данного комплекса мер Министерство природных ресурсов России в ближайшем времени также планирует запретить сжигание несортированного мусора, пригодного к переработке. Данный запрет, безусловно, станет первым шагом, необходимым для формирования цивилизованной европейской системы обращения с ТБО. Однако вторым, куда более важным фактором, обязаны стать четко выверенные действия, мотивирующие россиян к первичной сортировке бытовых отходов. Полезным будет европейский опыт замены мусоропроводов на раздельные контейнеры для сбора стекла, пластика, металла и бумаги, а также детальная проработка экономической стороны вопроса. Действующим законодательством в России сбор и вывоз ТБО относится к понятию «содержание жилого помещения», и эту услугу оплачивают жильцы. Можно поднять в разы тарифы на данную услугу и предложить людям альтернативу, например, сдавать мусор сортированными контейнерами переработчикам, реально тем самым снижая свой тариф на вывоз мусораviii.

Принимаемые меры, связанные с переработкой и утилизацией, а также максимально безопасным размещением отходов в окружающей среде, требуют значительных и разноплановых издержек как от предпринимательской сферы, так и от государства. Суммарные показатели, характеризующие данные издержки в целом по стране, приведены в Табл. 2ix.

Вид затрат 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Текущие затраты (без учета оплаты сторонних услуг за транспортировку, переработку и размещение отходов) 32904 38128 45798 50402 55702 60256
Расходы на капремонт сооружений, установок и т.д. 2330 1541 2605 2408 4320 2587
Инвестиции в основной капитал 6276 4505 7442 7585 7684

 

12732

 

Табл. 2. Динамика затрат на охрану окружающей среды, связанных с упорядочиванием обращения отходов производства и потребления в России (по данным Росстата), в ценах соответствующих лет, млн руб.


Анализ данных, приведенных в Табл. 2, говорит о значительном росте текущих и инвестиционных затрат в области упорядочивания обращения с отходами в последние годы. В частности, текущие расходы (т.е. издержки, связанные с содержанием и эксплуатацией соответствующих сооружений, установок, машин и оборудования, а также иных технических средств) возросли в действовавших ценах с 2010 г. по 2015 г. в 1,8 раза. Если нивелировать ценовой фактор и провести оценки в постоянных (сопоставимых) ценах, то рост физического объема рассматриваемых затрат будет более 25–30%.

Данный факт отражает общее расширение сферы упорядоченного и экобезопасного обращения с отходами, увеличения необходимых технических средств с повышением их производительности и ряд иных факторов. К последним, в частности, можно отнести увеличение логистических издержек по вывозу ТКО/ТБО на новые, более отдаленные от селитебных зон полигоны и свалки, а также места переработки/утилизации данных отходов.

Из 60,3 млрд руб., израсходованных российскими предприятиями-природопользователями на обращение с отходами производства и потребления в 2015 г., профильные материальные затраты составляли около 32 млрд руб., оплата труда и отчисления на социальные нужды соответствующих работников — свыше 15 млрд руб.

Основную часть текущих затрат осуществляли объекты обрабатывающих производств: 26,5 млрд руб., или 44% от общей величины в 2015 г. На долю вида деятельности «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (главным образом, на подвид «сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность») приходилось 15,1 млрд руб., или 25%; на вид деятельности «добыча полезных ископаемых» — менее 10 млрд руб., или 16%; на «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» — 3,7 млрд руб., или 6%; на «транспорт и связь» — 1,4 млрд руб., или более 2%.

Кроме указанных расходов многие предприятия различных видов деятельности осуществляли оплату сторонних услуг по вывозу, транспортировке, размещению и/или переработке отходов, оказываемых какими-либо специализированными организациями. Объем оплаты такого рода услуг непрерывно возрастал. В частности, в 2013 г. общая величина оплаты составляла в текущих ценах в целом по стране 26,7 млрд руб., в 2014 г. — 31,7 и в 2015 г. — 38,8 млрд руб. Иначе говоря, рассматриваемые затраты только за два года возросли в текущих ценах почти в полтора раза. Характерно, что в сопоставимых ценах также имело место увеличение, что свидетельствует о возрастании физического объема оказываемых услуг.

Все приведенные издержки в подавляющей части включаются у предприятий, где образуются, удаляются, перерабатываются и размещаются в окружающей среде соответствующие отходы, в себестоимость производимой продукции.

Расходы на капитальный ремонт сооружений, установок, машин, оборудования и иную инфраструктуру, используемую в процессе обращения с различными отходами, не имеют выраженной тенденции и значительно варьируются по отдельным годам. Что касается инвестиций в основной капитал, т.е. в соответствующие основные фонды, то здесь так же, как у текущих затрат, наметился существенный рост. С 2010 г. по 2015 г. объем этих инвестиций увеличился в действовавших ценах более чем в 2 раза. В условно-сопоставимых ценах этот рост составлял порядка 1,5 раза.

Вклад Ростеха

До конца 2022 года на территории Московской области предполагается построить четыре объекта по термической переработке отходов в энергию, еще один должен появиться в Казани. Заводы будут возведены в рамках национального приоритетного проекта «Чистая страна». «РТ-Инвест» занимается реализацией этого проекта в партнерстве с японско-швейцарской компанией Hitachi Zosen Inovax.

Также Hitachi Zosen Inova становится инвестором компаний АГК-1 (Московский регион) и АГК-2 (Республика Татарстан) с долей не менее 8% и вкладывает собственные средства в строительство предприятий.

Будут реализованы масштабные проекты по сортировке и раздельному сбору мусора. Без помощи населения это сделать трудно, поэтому так важно с раннего возраста формировать культуру обращения с отходами и привлекать людей к раздельному сбору мусора. С помощью этого проекта Россия сэкономит 500 га земли, не допустив создания «грязного» полигонного захоронения.

Каждый завод в Подмосковье сможет перерабатывать до 700 тыс. тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), в результате получая 70 МВт электроэнергии. Мощность предприятия в Казани достигнет 550 тыс. тонн ТКО, а выработка — 55 МВт электрической энергии. Капитальные затраты составят 149,7 млрд рублей, из которых 20% — акционерное финансирование и 80% — банковские кредиты.xi

В результате реализации проекта уровень захоронения отходов в Казани планируется свести к нулю. Подобная практика существует в Швейцарии, Германии, Дании, Швеции, Бельгии, Голландии и Японии, где объем полигонного захоронения отходов составляет около 1%. В Подмосковье объем захоронения отходов снизится на 30%.

Уже в 2019 году, согласно федеральному законодательству, по всей стране заработает система обращения с отходами, при которой региональный оператор будет обязан осуществить их раздельный сбор, произвести первичную сортировку отходов с выделением сырья, пригодного к вторичной переработке, и оснастить все мусоровозы системами контроля передвижения ГЛОНАСС и весового контроля для гарантированной доставки всего остающегося объема ТКО на объекты по переработке.

Благодаря очень высокой температуре сжигания отходов (1200 градусов по Цельсию) образуемый после этого процесса шлак полностью безопасен. Более того, металлы из шлака отбираются и повторно применяются, ни по одному виду выбросов не превышаются нормы законодательства ЕС. Это означает, что рядом можно жить или заниматься сельским хозяйством. Кроме того, «РТ-Инвест» предложил мониторить все выбросы 24 часа и передавать данные не только в управление завода, но и в экологические организации в режиме реального времени. Контрольно-измерительные приборы будут смонтированы непосредственно на дымоходе/дымовой трубе. Важно, что HZI поставляет только технологию, но не оборудование, то есть все конструкции, включая один из ключевых элементов завода — котел, будут производиться в России. Подобные котлы российского производства HZI поставляла и ранее на свои заводы, например, в Германию.

Проект не предполагает бюджетного финансирования и нагрузки на население. Инвестиции будут возвращаться путем продажи мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности крупным промышленным потребителям. Такой механизм применяется к другим видам возобновляемых источников энергии — ветру, солнцу, воде. Тариф на прием отходов не вырастет и не предполагает субсидий из регионального бюджета. Срок окупаемости с момента ввода в эксплуатацию составит 15 лет.

70% выручки завода составит «зеленый тариф» — тариф на оптовый рынок за поставку мощности, 12% — продажа электроэнергии, 16% — прием ТКО. Тариф на прием отходов заводами в 2022 году будет на уровне 1700 рублей на тонну, что сравнимо с размером, который уже сейчас действует на некоторых полигонах Подмосковья.

Проект является частью комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами наряду с внедрением практики раздельного сбора и развитием перерабатывающих мощностейxii.

Выводы и рекомендации

В современных условиях растет актуальность перехода РФ к «зеленым» технологиям переработки отходов, обеспечивающим сокращение и углубление переработки ТБО и формирующим условия для привлечения капитала на рынок экологических товаров и услуг. Не менее 40% от всего мусора в России является ценным вторичным сырьем, но в переработку поступает лишь 7–8% бытовых отходов, а остальной мусор вывозится на полигоны.

На перспективы и возможности внедрения «зеленых» технологий в России непосредственное влияние оказывают общие тенденции социально-экономического развития. Кроме того, «зеленый» рост неразрывно связан с внедрением инноваций и в настоящее время инновационная активность российского бизнеса увеличивается. При этом для внедрения передовых технологий на российских предприятиях может быть полезен опыт западных, в первую очередь европейских коллег. Ориентация европейского бизнеса на высокотехнологичную продукцию позволяет ему широко применять «зеленые» технологии.

В 2019 году, согласно федеральному законодательству, по всей стране заработает система обращения с отходами, при которой региональный оператор будет обязан осуществить их раздельный сбор, произвести первичную сортировку отходов с выделением сырья, пригодного к вторичной переработке, и оснастить все мусоровозы системами контроля передвижения ГЛОНАСС и весового контроля для гарантированной доставки всего остающегося объема ТКО на объекты по переработке.

До конца 2022 года, благодаря корпорации «Ростех», в рамках национального приоритетного проекта «Чистая страна» на территории Московской области и Казани в общей сложности будет построено пять объектов по термической переработке отходов в энергию. Благодаря этому проекту, Россия сэкономит 500 га земли, не допустив создания «грязного» полигонного захоронения. Проект не предполагает бюджетного финансирования и является частью комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами наряду с внедрением практики раздельного сбора и развитием перерабатывающих мощностей. Инвестиции будут возвращаться путем продажи мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности крупным промышленным потребителям.