Стратегическое технологическое партнерство Россия — Китай в авиации

Традиционно российско-китайское сотрудничество в области авиастроения в первую очередь касалось двигателей для военной авиации, однако в последние годы все большее значение приобретает и гражданский вектор. В настоящее время российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой, разветвленной организационной структурой и активными связями на всех уровняхi.

В ходе Большой онлайн пресс-конференции 23 декабря 2016 года Владимир Путин высказал мнение, что отношения России и Китая — это больше, чем стратегическое партнерство, и Китай намерен усилить сотрудничество с Россией по важным глобальным вопросам. Также президент напомнил, что Москва и Пекин реализовывают совместные проекты в сфере авиации, космоса, энергетики, в том числе атомнойii.

Обзор

После многолетнего перерыва (по причине столкновения вокруг острова Даманский в 1969 году) военно-технические связи между Россией и Китаем были возобновлены лишь в 1992 году на основе межправительственного Соглашения о военно-техническом сотрудничестве от 24 ноября 1992 года. В соответствии с Соглашением была образована российско-китайская комиссия по военно-техническому сотрудничеству, которая собирается один раз в год поочередно в Москве и Пекине. Прямые связи между Вооруженными силами России и Народно-освободительной армией Китая были установлены 11 ноября 1993 года, благодаря Соглашению о военном сотрудничестве между министерствами обороны двух стран.

16 июля 2001 года в Москве президентом РФ и председателем КНР был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, ставший нормативно-правовой базой российско-китайских связей. Договор заключен на 20 лет с возможностью автоматического продления на следующие пятилетние периоды. В соответствии с договором Россия и Китай обязались на долгосрочной основе развивать равноправное партнерство и стратегическое взаимодействие, в том числе и в военной сфере. В случае возникновения угрозы миру или угрозы агрессии Москва и Пекин незамедлительно вступают в контакт и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы. Договор также предусматривает совместные усилия сторон по поддержанию глобального стратегического баланса и координацию действий на международной арене в предотвращении и урегулировании конфликтов.

В рамках этого Договора Россией было поставлено Китаю большое количество вооружения и боевой техники, в том числе авиационной.

В частности, в 1992–2000 годы Россия поставила в КНР 281 тяжелый истребитель Су-27/30, 1 тыс. управляемых артиллерийских снарядов «Краснополь», 1,2 тыс. ракет «воздух–воздух» малой дальности. Кроме того, российской стороной были переданы Китаю лицензии на производство истребителей Су-27iii.

В 1999–2000 годы Китай получил два эсминца проекта 956 со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами 3М-80Е «Москит»iv.

Стоимость сделки по эсминцам составила примерно 800 млн долл., стоимость 48 ракет — около 100 млн долл. По второму контракту в 2005–2006 годы китайским ВМС были переданы еще два эсминца усовершенствованного проекта 956ЭМv.

Тогда же для этих эсминцев Китаем были закуплены четыре палубных противолодочных вертолета Ка-28, а в 2009–2011 годы — еще девять вертолетов Ка-28 и девять вертолетов радиолокационного дозора Ка-31.

В 1997–2001 годы в КНР было поставлено 35 зенитных ракетных комплексов «Тор-М1», в 2002–2003 годы — два корабельных комплекса ПВО С-300ФМ «Риф-М».

С 2000 года в КНР начали поставлять зенитные ракетные комплексы «Бук» и «Тунгуска», различные управляемые ракеты и авиабомбы, зенитные ракетные комплексы С-300 ПМУ1, танки Т-80У и др.

В 2002 году «Рособоронэкспорт» заключил контракт на поставку для ВМС КНР восьми дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636, оснащенных ракетными комплексами «Клаб-С» (стоимость – около 1,5 млрд долл.). Последняя, восьмая, ДЭПЛ была поставлена в 2006 году. Кроме того, в разные годы в КНР были поставлены реактивная система залпового огня «Смерч», противотанковые ракетные комплексы «Метис» и «Конкурс» и другое вооружение.

В 2011 году российская «Военно-промышленная компания» направила в КНР 25 машинокомплектов бронеавтомобиля «Тигр» для сборки на территории этой страны, затем Китай получил еще 25 «Тигров» и заключил контракт на поставку еще 10 машин.

В 2011–2012 годы «Рособоронэкспорт» заключил с Минобороны Китая контракт на поставку более 400 авиадвигателей АЛ-31Ф/ФН.

В 2013 году Россия и Китай подписали соглашение о поставке четырех подводных лодок типа «Лада» и договорились о закупке Китаем тяжелых двигателей 117С, военно-транспортного самолета Ил-76 и самолета-заправщика Ил-78vi.

Статистические данные. Тенденции

Значительный вклад в продвижение дружественных отношений и укрепление общественной базы российско-китайского партнерства вносят масштабные двусторонние проекты сотрудничества. В 2016–2017 гг. проходят Годы российских и китайских СМИ.

Активно развиваются межрегиональные связи. С учетом контактов, установленных между российскими и китайскими регионами на уровне муниципальных образований к 2016 году, сложились 234 партнерские пары, в том числе 91 — на уровне субъектов Федерации, 143 — на уровне муниципалитетов.

51 субъект Российской Федерации связан с регионами КНР соглашениями о сотрудничестве, у 91 муниципального образования имеются побратимы или партнеры в Китае.

Ежегодно проходят визиты глав внешнеполитических ведомств двух стран, они также на регулярной основе встречаются «на полях» международных мероприятий, в частности по линии ООН, «Группы двадцати», АТЭС, БРИКС, ШОС, РИКvii.

В марте 2017 года Минэкономразвития РФ и Минкоммерции КНР обменялись перечнями идентифицированных сторонами барьеров и ограничений, которые затрагивают финансы, страхование, налоговую систему, транспорт, сертификацию, стандартизацию, судебную сферу, интеллектуальную собственность и сельское хозяйствоviii.

С 2012 года экспорт в Китай в процентах от общего объема экспорта из России увеличился почти в полтора раза (в 2012 году он составлял 6.8%, в 2016 — 9.8%) (Рис.1), а импорт — на 4.2% (с 16.6% в 2012 году до 20.9% в 2016 году) (Рис.2). В годовом исчислении товарооборот между Россией и Китаем в январе 2017 года увеличился на 34% по сравнению с январем 2016 года (Рис.3)ix.

  2012 2013 2014 2015 2016
Экспорт в Китай (в % от общего объема экспорта из России) 6.8% 6.8% 7.5% 8.3% 9.8%
Импорт из Китая (в % от общего объема импорта в Россию) 16.6% 16.6% 17.8% 19.1%

 

20.9%

 

Таблица. 1. Изменение экспорта и импорта Россия–Китай в 2012–2016 гг.


Рис. 1. Экспорт в Китай в % от общего объема экспорта из России

Рис. 2. Импорт из Китая в % от общего объема импорта в Россию


 

Рис. 3. Рост товарооборота между Китаем и Россией в годовом исчислении


 

Российско-китайские отношения в авиации

На международном конкурсе «Авиадартс-2017» в китайском городе Сыпинь об успешном взаимодействии России и Китая в области военной авиации заявил главком Военно-космических сил (ВКС) РФ Виктор Бондаре. Он встретился с командующим ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) генерал-полковником Ма Сяотянем. «Авиадартс-2017» — это один из самых зрелищных конкурсов III Армейских международных игр. Конкурс 2017 года прошел в Китае. В соревнованиях приняли участие экипажи России, Китая, Казахстана, Белоруссии, Пакистана и Узбекистанаx.

В ходе официального визита в Пекин в июне 2017 года президент России Владимир Путин встретился с главой КНР Си Цзиньпином и другими представителями руководства страны. Приоритетное внимание в ходе переговоров традиционно было уделено вопросам укрепления сотрудничества в экономической сфере. По итогам переговоров стороны подписали солидный пакет соглашений, которые затронули самые разные аспекты сотрудничества: от космоса и энергетики до туризма и поставок зерна в Китай.

Стороны подписали межправительственное соглашение по совместной реализации программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Лайнер вместимостью 250–300 пассажиров должен составить конкуренцию самолетам Airbus и Boeing и займет существенную долю рынка не только в России и Китае, но и в других странах.

Кроме того, правительства двух стран подписали соглашение о сотрудничестве по программе создания гражданского перспективного тяжелого вертолета AHL. Его разработкой будет заниматься китайская госкомпания AVICOPTER при содействии «Вертолетов России».

Спрос на новую машину в Китае может составить более 200 вертолетов до 2040 года. Взлетная масса AHL может составить 38 тонн. Вертолет будет приспособлен для круглосуточной эксплуатации в жарком климате, в высокогорье и при любых погодных условияхxi.

Вклад корпорации Ростех

На 2016–2017 годы холдинг «Вертолеты России», входящий в Госкорпорацию «Ростех», подписал контракт с китайской компанией Jiangsu Baoli на поставку четырех вертолетов Ка-32А11ВС в противопожарном варианте. Вертолеты типа Ка-32 прекрасно подходят для Китая с его высокогорными районами и мегаполисами, так как они могут совершать посадку на небольшие площадки и маневрировать в условиях плотной городской застройки и высокогорья. Ка-32А11BC удовлетворяет требованиям FAR-29, АП-29, имеет сертификат летной годности EASA. Эти вертолеты успешно эксплуатируются в Австрии, Азербайджане, Бразилии, Индонезии, Испании, Канаде, Казахстане, Китае, Португалии, России, Швейцарии, Южной Корее и Японии.

Китайские службы пожаротушения широко используют вертолеты Ка-32А11ВС для тушения пожаров и проведения спасательных операций. Вертолет КНР Ка-32А11ВС сыграл ключевую роль в спасении пассажиров блокированного во льдах Антарктиды исследовательского судна «Академик Шокальский»xii.

С 19 по 22 сентября в Китайском национальном выставочном центре в Пекине прошла выставка Aviation Expo China 2017, организуемая с 1984 года каждые два года при поддержке Министерства торговли КНР и крупнейших корпораций авиационной промышленности страны. Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в состав Госкорпорации «Ростех», представила наиболее перспективные российские проекты в области авиадвигателестроения, а также обсудила с китайскими партнерами ход реализации совместных проектов. ОДК представила возможности российских двигателей АЛ-31ФН и РД-93 для истребительной авиации, Д-30КП-2 для транспортных самолетов, новейшего гражданского вертолетного двигателя ВК-2500ПС и других разработок ОДК.

Одним из направлений взаимодействия ОДК с китайскими партнерами является работа по поддержанию исправности и сервисному обслуживанию поставленных ранее российских двигателей. Так, в ноябре 2016 года в рамках международной авиационно-космической выставки Airshow China 2016 в Чжухае ОДК заключила ряд контрактов с китайскими компаниями на поддержку эксплуатации и поставку запасных частей для двигателей типа АЛ-31Ф и Д-30КУ/КП самолетного парка Китая. Другой недавний пример — завершение на государственном машиностроительном заводе «Цзиньцзян» в Чэнду работы по освидетельствованию производства, предназначенного для капитального ремонта вертолетных двигателей семейства ТВ3-117/ВК-2500 разработки компании «ОДК — Климов». Оформление свидетельств о соответствии ремонта двигателей для вертолетов типа Ми-17 гражданского назначения установленным требованиям стало результатом многолетнего сотрудничества.

ОДК тесно взаимодействует с созданной в 2016 году в Китае корпорацией Aircraft Engine Corporation of China (AECC), которая специализируется на разработке, производстве, обслуживании и ремонте авиационных двигателей для боевой и гражданской авиации. Формирование специализированной структуры придало новый импульс российско-китайскому сотрудничеству в данной сфере.

Реализация ОДК ряда проектов по разработке новых силовых установок коммерческого назначения открыла путь и к их выводу на внешний рынок, в первую очередь на китайский. ОДК начала работу по созданию гражданского двигателя большой тяги ПД-35 для перспективных широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов. В настоящее время по программе ПД-35 ведется разработка научно-технического задела с доведением степени его освоенности до 6-го уровня, который позволит с минимальным техническим риском реализовать опытно-конструкторскую работу в целом. На базе двигателя ПД-35 возможно создание семейства двигателей большой тяги.

Успешная реализация программы создания российского базового двигателя ПД-14 для оснащения им российского пассажирского самолета МС-21-300 дает возможность создать на основе его газогенератора семейство двигателей тягой от 9 до 18 тонн. ОДК готова совместно с китайскими партнерами разработать на базе газогенератора ПД-14 двигатель для перспективного российско-китайского тяжелого вертолета AHL.

Еще одно направление российско-китайского сотрудничества в области гражданского двигателестроения — развернутая в 2016 году работа по сертификации в Китае российско-французской силовой установки SaM146, находящейся в активной эксплуатации в составе самолетов Sukhoi Superjet 100. Компанией PowerJet (совместное предприятие французской Safran Aircraft Engines и российского ПАО «ОДК — Сатурн») сформирована рабочая группа для обеспечения сертификации SaM146 в Китае.

ОДК также начала сотрудничать с китайской компанией AVIC Composite в области разработки и производства современных композиционных материалов для гражданских авиационных двигателей. В совместных российско-китайских проектах в сфере гражданского авиадвигателестроения ОДК готова широко использовать накопленный опыт разработки систем управления, топливной аппаратуры, агрегатов.

ОДК также активно развивает сотрудничество с Китаем в области наземных промышленных двигателей для энергетики и транспортировки газа. В настоящее время ОДК расширяет взаимодействие с китайскими партнерами как в сфере поставок энергетического оборудования производства ОДК на китайский рынок, так и в части совместной разработки перспективного промышленного газотурбинного оборудования. Кроме этого, проводится работа с китайскими производителями компрессорного оборудования и генераторов для использования китайской продукции в проектах ОДК на территории России и третьих стран.

Одними из ключевых факторов роста, предусмотренных стратегией развития авиационного кластера Ростеха, являются развитие международного сотрудничества и вывод на рынки новой продукцииxiii.

«Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) — интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космические программы, установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты. В общей сложности в ОДК работают более 70 тыс. человек. ОДК выпускает авиадвигатели семейства ПД-14, военный двигатель нового поколения для ПАК ФА, вертолетные двигатели и другие агрегатыxiv.

Выводы и рекомендации

Азиатско-Тихоокеанский регион представляет большой интерес для всех ведущих стран мира. В связи с этим строятся различные планы, целью которых является усиление присутствия в регионе, а также получение определенных политических и экономических выгод.

С момента нормализации отношений, случившегося в 1992 году, Москва и Пекин уделяют особое внимание вопросам безопасности и развивают сотрудничество в том числе в области авиации. К настоящему времени такая форма сотрудничества стала одним из главных элементов двухсторонних отношений в целом.

Действительно, Китай и Россия развивают двусторонние отношения, постепенно выводя их на новый уровень. Подобное сотрудничество ведется по трем основным направлениям: проведение совместных учений, продажа вооружений и техники, а также контакты министерств обороны на самом высоком уровне. Все это явно говорит о росте уровня и качества взаимодействия, а также отражает появление более тесных связей в области обороны.

Можно выделить ряд ключевых событий российско-китайского сотрудничества.

Контракт на поставку российских истребителей Су-35. Первые машины этого типа в соответствии с имеющимся соглашением были переданы заказчику в декабре 2016 года. Кроме того, получив новые российские самолеты, китайская сторона сможет получить и новые технологии. Они, в свою очередь, поспособствуют развитию собственных китайских проектов в области боевой авиации. Наконец, российские самолеты Су-35 окажутся удобной платформой для обучения летчиков на период создания и развертывания достаточного количества собственных истребителей нового поколения.

Кроме того, российские двигатели АЛ-117С, которыми комплектуются самолеты Су-35, способны оказать заметное влияние на дальнейшее развитие китайской авиации. Есть основания полагать, что перспективные китайские истребители, такие как J-20, смогут получить копию российского двигателя АЛ-117С, которая даст им достаточно высокие характеристики.

В 2018 году Россия, выполняя условия уже подписанного договора, должна начать поставки зенитных ракетных комплексов С-400. Всего планируется поставить от четырех до шести комплектов с полным составом требуемых машин и определенным запасом ракет нескольких типов. Поставки такой техники должны увеличить боевой потенциал китайской противовоздушной обороны.

Также Россия и Китай готовятся к подписанию нескольких новых соглашений, в соответствии с которыми будет проводиться разработка и строительство новой техники. Так, в мае 2015 года китайская корпорация Aviation Industry Corporation of China и холдинг «Вертолеты России» подписали соглашение о совместной разработке военно-транспортного вертолета нового поколения. В июне 2016 года появилось межправительственное соглашение о проведении требуемых работ.

Корпорация AVIC станет главным разработчиком проекта, тогда как российские предприятия возьмут на себя обязанности субподрядчиков. После появления перспективной машины Китай станет единственным ее эксплуатантом. После завершения проектирования и испытаний планируется потратить около двух лет на подготовку серийного производства. К 2040 году китайская промышленность при содействии российской должна будет построить и передать заказчику две сотни вертолетов. Перспективный вертолет повысит потенциал китайской транспортной авиации, а также позволит ей более эффективно решать некоторые задачи в сложных условиях.

Текущее сотрудничество Москвы и Пекина, а также его продолжение должны привести к заметному росту потенциала обеих стран, а также к изменению ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.