На пути к электронному здравоохранению

В 2005 году все государства-члены ВОЗ взяли на себя обязательство добиваться всеобщего охвата услугами здравоохранения. Это было коллективное выражение веры в то, что все люди должны иметь доступ к необходимым им услугам здравоохранения, без риска финансового краха или обнищания. Инструментом достижения этой цели является развитие электронного здравоохранения на национальных уровнях.

58% 55% 87%
Стран-членов ВОЗ имеют государственную стратегию электронного образования Стран на законодательном уровне защищают электронные данные пациентов Стран имеют одну или более национальных инициатив в сфере электронного здравоохранения


В 2010 г. стартовали наиболее масштабные инициативы в этой области — Программа создания единого цифрового пространства в Европе (Digital Agenda for Europe) и Инновационный союз (Innovation Union) — в рамках стратегии ЕС «Европа-2020». В обоих проектах особое внимание уделяется роли «электронного здравоохранения»: Программа создания единого цифрового пространства в Европе предусматривает множество мер и задач по поддержке достойной и самостоятельной жизни европейского населения. Стратегия Инновационного союза включает концепцию Европейского инновационного партнерства.

В 2011 году в России также развернулась государственная программа по информатизации здравоохранения (ЕГИС Здравоохранения). На информатизацию отечественной медицины были выделены 19,6 млрд руб. из федерального и 9,6 млрд руб. из региональных бюджетов — всего 29,2 млрд руб. В итоге только за 2011 г. Россия поднялась на 2 строчки во всемирном рейтинге IDI («Индекс развития ИКТ»), переместившись на 38-е место с 40-го, которое отечественная ИКТ-отрасль занимала в 2010 г., а также поднялась на 32 пункта на 27-е место в рейтинге уровня развития электронного правительства в мире, подготовленном ООН.

Примеры успешной реализации информатизации государственного здравоохранения:

• В Канаде разработана программа InfoWay — национальная информационная инфраструктура в сфере здравоохранения. В нее входит внедрение электронного паспорта здоровья, создание ИТ-инфраструктуры, объединяющей клиники, лаборатории, аптеки и другие медицинские учреждения, создание национальных реестров, справочников и классификаторов в сфере здравоохранения, а также внедрение телемедицинских технологий.

• В Великобритании Connecting for Health Programme NHS UK является частью Департамента Управления информатики здравоохранения, программа стартовала в 2002 г. Предполагаемый общий объем инвестиций составил порядка £20 млрд.

• В Австралии информатизация здравоохранения осуществляется в рамках проекта NEHTA (National E-Health Transition Authority). Deloitte Consulting уже подсчитали, что инвестиции в $2,6 млрд в электронное здравоохранение Австралии принесет выгоду в размере $5,7 млрд в течение 10 лет. В соответствии с отчетом организации, на данный момент 95% медицинских учреждений Австралии используют ИКТ.

• В Дании Национальная медицинская информационная система MEDCOM ежедневно передает более 80 тысяч сообщений. К этому проекту подключены 100% стационаров, аптек и станций скорой помощи, 90% врачей общей практики, 98% лабораторий, 55% врачей-специалистов и 20% муниципалитетов страны. Согласно данным проведенного исследования, благодаря MEDCOM к середине 2004 года национальной системе здравоохранения удалось сэкономить €22,5 млн.

Внедрение системы электронного здравоохранения в России. Роль Ростеха

Технологической основой для реализации системы электронного здравоохранения является Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Ростех определен на 2017–2018 годы единственным исполнителем контрактов по развитию и поддержке ключевых подсистем (ЕГИСЗ), а также системы мониторинга закупок лекарственных препаратов и телемедицины

В лице Национального Центра Информатизации (НЦИ) Ростех уже создал федеральный сегмент телемедицинской подсистемы, которая в ближайшее время начнет эксплуатироваться. НЦИ и ее дочерняя компания «Барс Груп» также реализуют медицинские информационные системы для регионов и медицинских организаций.

Система электронного здравоохранения предполагает интеграцию всех имеющихся в здравоохранении ресурсов, а также их оптимизацию и эффективное планирование. Речь идет о повышении качества управления, оптимизации потоков пациентов, устранении излишних бюрократических звеньев, организации безбарьерного взаимодействия между всеми звеньями системы здравоохранения, активизации процессов широкого и быстрого внедрения в медицинскую практику новейших технологий диагностики и лечения.

На конец 2016 года 83 субъекта РФ уже внедрили медицинские информационные системы, в которых ведутся электронные медкарты пациентов. К 2018 году на 100% застрахованных по ОМС граждан будут заведены электронные медкарты. Помимо этого, в системе будет содержаться информация о более чем 1,2 млн медработников. К 2025 году 99% медицинских организаций страны перейдут на электронную медицинскую документацию, около 48 млн человек будут использовать функционал Личного кабинета пациента «Мое здоровье» на ЕПГУ.

Информационная система здравоохранения в России к 2025 году

Еще один масштабный проект корпорации в сфере электронного здравоохранения — ИАС Лекарственных препаратов (ИАС ЛП). Ростех в лице «РТ — Проектные технологии» по поручению президента Владимира Путина от 10 августа 2016 года провел работы по созданию информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов. Система призвана повысить эффективность закупок лекарств в стране и оперативно выявлять отклонения цен на закупаемые препараты от расчетных средневзвешенных значений. ИАС позволяет проводить анализ закупок лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд. Также в ИАС заработал механизм расчета референтных цен на лекарственные препараты на основании заключенных контрактов.

В настоящее время ИАС разработана и передана в Минздрав России. Проводится опытная эксплуатация системы, в ней зарегистрировано более 50 тыс. государственных контрактов за 2017 год по закупке лекарственных препаратов на общую сумму 34,8 млрд рублей, сведения по которым получены из Единой информационной системы в сфере закупок.

ИАС позволяет проводить анализ закупок лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд. Также в ИАС заработал механизм расчета референтных цен на лекарственные препараты на основании заключенных контрактов. При внедрении ИАС ожидается повышение эффективности расходования средств, выделяемых на закупку лекарственных препаратов, минимум на 10%, что позволит сохранить бюджету около 50 млрд руб.

Рынок телемедицины

«Ростех» активно участвует в развитии телемедицинских технологий — как в рамках создания и развития федеральной телемедицинской системы Минздрава России для организации и проведения плановых дистанционных консультаций между региональными медицинскими организациями и федеральными медицинскими центрами, так и в ходе работы над созданием мобильного (переносного) телемедицинского комплекса, который может применяться в первичном звене государственной системы здравоохранения, а также в частных медицинских организациях.

Ведущие концерны корпорации, такие как «Швабе», «КРЭТ», «Росэлектроника» и ОПК поставляют на российский рынок (и не только на российский) современное медицинское оборудование. Есть отличные примеры синергии внутри корпорации: «Швабе» и «БАРС Груп» начали проработку совместного продукта в области телемедицины — программно-аппаратного комплекса «Акушерство и неонатология». В частности, подтвержденный эффект использования системы по родовспоможению уже зафиксирован в Нижегородской области: за 2 года показатель материнской смертности в регионе снизился на 50%.

По Программе развития перинатальных центров в Российской Федерации «Ростех» является заказчиком по строительству 14 подобных центров. Создание единого информационного пространства сети перинатальных центров повысит доступность и качество медицинской помощи матери и ребенку. Благодаря информационной системе будет обеспечен непрерывный контроль ведения беременности на всех этапах. Система позволит отслеживать информацию о беременных с высокой группой риска, агрегировать данные о ситуации с родовспоможением в регионе, проводить аналитику в масштабе Российской Федерации.

Рекомендации:

Необходима отдельная работа по вовлечению участников в систему электронного здравоохранения, и в первую очередь — медицинских сотрудников. Это позволит значительно ускорить распространение цифровых медицинских систем.

Безопасность данных в области здравоохранения является критически важной сферой, способной сдерживать цифровизацию медицины. При этом Ростех имеет явные конкурентные преимущества в сфере ИБ-решений, что позволяет развивать направление ИБ-модулей для коммерческих решений.

В качестве еще одного важного перспективного направления ЭЗ можно отметить электронную коммерцию. Согласно статистике, в США 22 млн населения ежедневно работает в этой экономике, 53% американских врачей положительно относятся к электронной коммерции в здравоохранении. 90% врачей используют хотя бы одну социальную сеть для своего личного пользования, и более 65% — для профессиональных целей и дополнительного образования.

Выводы:

  • Рынок телемедицины в коммерческом сегменте может показать взрывной рост при условии, что будет выстроено правовое поле, определяющее взаимоотношения пациента и врача.
  • Медицинский сектор при все большей интеграции информационных технологий стремительно меняется. Сегодня можно говорить о новой гонке государств — по построению медицины следующего технологического уклада.
  • Россия, занимая лидирующее место в мире по количеству действующих врачей на 1000 человек населения, до сих пор фиксирует крайне низкие показатели по продолжительности жизни. Радикально изменить ситуацию позволяют новые технологические решения.