Ми-26 – рекордсмен и 35 лет спустя

Вертолет Ми-26 установил 14 мировых рекордов. Несмотря на солидный возраст, он до сих пор остается крупнейшим серийным вертолетом в мире.

За внушительные габариты летчики прозвали Ми-26 «Летающей коровой». Если его поставить рядом с Boeing-737, то вертолет окажется длиннее. Общая площадь, которую покрывают винты Ми-26, превышает 800 метров, а высота вертолета – с трехэтажный дом.

Разработчиком легендарного тяжеловеса является Московский вертолетный завод  им. Миля, входящий в холдинг Ростеха «Вертолеты России».

Поднявшись в воздух 14 декабря 1977 года, Ми-26 совершил революцию в вертолетостроении и установил новые мировые стандарты. Внутри этого гиганта помещаются 82 десантника с вооружением, а в санитарном варианте – 60 носилок с ранеными. Вертолет способен перевозить груз массой до 20 тонн. При этом масса пустой машины составляет почти 30 тонн. На счету Ми-26 уже 14 мировых рекордов.

Ми-26 стали надежными и любимыми в наших войсках машинами. Боевое применение началось в Афганистане. Они использовались для перевозки грузов, доставки пополнений и эвакуации раненых.

Вертолет показал себя исключительно надежной и часто незаменимой машиной. Нашли применение Ми-26 при борьбе с пожарами и во время стихийных бедствий. В 1986 году вертолеты Ми-26 участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С учетом всей серьезности сложившейся тогда ситуации, сотрудники завода Миля разработали и оборудовали соответствующую модификацию всего за три дня.

Российским Ми-26 довелось поучаствовать в составе миротворческих миссий ООН. Они работали на территории бывшей Югославии, в Сомали, Камбодже, Индонезии и других странах.

В 2002 году Ми-26 оказывали помощь даже вооруженным силам США. Наш гигант вывез из труднодоступных районов Афганистана на американскую базу в Баграме сбитый вертолет Боинг CH-47 «Чинук» – самую тяжелую винтокрылую машину армейской авиации США. Все серийные американские тяжелые вертолеты так и не смогли приблизиться по своим возможностям к Ми-26.

Несмотря на достаточно солидный возраст, замены для Ми-26 по-прежнему нет. Спустя три десятилетия он остается самым большим и грузоподъемным среди серийных вертолетов в мире.

Холдинг «Вертолеты России» проводит серьезную модернизацию машины – новый вариант получил обозначение Ми-26Т2. Отличительной его особенностью является сокращенный экипаж – всего два летчика, а также внедрение новой авионики на основе комплекса БРЭО-26, разработанного специалистами Раменского приборостроительного конструкторского бюро, входящего в КРЭТ.

Основа комплекса БРЭО-26 – навигационно-пилотажный комплекс НПК90-2. Он состоит из системы электронной индикации, пульта управления, бортовой цифровой вычислительной машины, спутниковой навигационной системы и цифрового пилотажного комплекса.

Кроме того, в состав авионики Ми-26Т2 могут быть интегрированы круглосуточная обзорная система, современный комплекс связи и бортовая система контроля. В качестве дополнительного оборудования предлагаются очки ночного видения. Благодаря новому комплексу БРЭО, полеты Ми-26Т2 могут теперь осуществляться в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в том числе и над безориентирной местностью.

Все эти новшества позволяют снизить эксплуатационные расходы и повысить конкурентоспособность машины. Таким образом, начавшаяся более трех десятилетий назад история этого вертолета-гиганта продолжается. Познав славу международных авиасалонов, став обладателем мировых рекордов, Ми-26 продолжает совершенствоваться. Созданные на его базе вертолеты успешно эксплуатируются у нас в стране и пользуются устойчивым спросом на мировом рынке.