Специалисты НИТУ «МИСиС» разработали импортозамещающую технологию для авиастроения

В Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» разработана импортозамещающая технология для авиапрома, сообщает пресс-служба НИТУ «МИСиС».

 

Старший научный сотрудник кафедры литейных технологий и художественной обработки материалов НИТУ «МИСиС» Вячеслав Баженов получил премию правительства Москвы за разработку импортозамещающей технологии по изготовлению литых деталей из титановых сплавов методом литья в графитовые формы, изготовленные фрезерованием.

Баженов в составе научного коллектива кафедры является одним из разработчиков нового метода получения крупногабаритных изделий авиационной техники. Впервые в отечественной авиастроительной промышленности предложена безмодельная технология литья для получения деталей из титановых сплавов. Вместо применяемых сейчас керамических форм, компоненты для которых поставляются из-за рубежа, будут использоваться графитовые заготовки, изготовленные фрезерованием на станках с числовым программным управлением.

Разработка позволит делать формы полностью из отечественного сырья – графита, а также получать детали с большей размерной точностью, чем при традиционных методах литья по выплавляемым моделям. Дешевизна технологии, в сравнении с западными аналогами, является одними из преимуществ безмодельной технологии.

«Графит является достаточно инертным материалом по отношению к титановым сплавам, - отметил Баженов, - поэтому отливки, получаемые в форме из этого материала, лишены типичных для титана дефектов, которые неизбежны при использовании традиционных керамических форм».

Титановые детали – стойки и втулки, – отлитые с помощью новой технологии, будут использоваться для производства деталей перспективного авиационного двигателя пятого поколения – ПД14. Его главное преимущество – снижение расхода топлива на 10% по сравнению с большинством существующих двигателей.

Экономия достигается благодаря легкости двигателя из-за установленных в нем лопаток из алюминида титана, технологию изготовления которых также разработали ученые НИТУ «МИСиС» в сотрудничестве с УГАТУ и ОАО «УМПО», под руководством профессора Владимира Белова, заведующего кафедрой литейных технологий и художественной обработки материалов НИТУ «МИСиС».

Двигатель ПД14 будет установлен на разрабатываемых самолетах МС21 – магистральном самолете 20 века – и Ил 214. А также будет использоваться на выпускаемых сейчас ТУ-204, SSJ-100 и Бе-200.

 

Источник