В России создается полностью электрический самолет

Разработкой ПЭС займутся более ста предприятий авиационной, радиоэлектронной и электротехнической промышленностей, а также некоторые академические институты РАН.

 

Полностью электрический самолет (ПЭС) – это новый вид воздушного судна с полностью электрифицированным оборудованием.

 

Как известно, в настоящее время на самолетах используются три вторичные энергетические системы: система электроснабжения, гидравлическая система и пневматическая система. В ПЭС останется только одна – единая централизованная система электроснабжения, которая будет обеспечивать все энергетические потребности самолета. Благодаря этому улучшатся аэродинамические характеристики самолета, увеличится дальность полета, снизится масса авиадвигателя и самолета в целом, уменьшится расход топлива.

 

Наибольший эффект от замены всех видов энергии на борту только на электрическую исследователи ожидают увидеть на крупных пассажирских и транспортных самолетах. К примеру, реализация концепции ПЭС в тяжелом транспортном самолете позволит получить:
• снижение потребления топлива на 8–12 %;
• снижение полной взлетной массы на 6–10 %;
• снижение прямых эксплуатационных расходов на 5–10 %;
• снижение стоимости жизненного цикла на 3–5 %;
• увеличение среднего налета на отказ на 5–6 %;
• снижение времени технического обслуживания на 4–4,5 %.

 

Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского рекомендовал Минпромторгу России утвердить «Комплексную программу по созданию полностью электрического самолета». Программа рассчитана на период с 2014 по 2022 годы. 

 

Разработкой ПЭС займутся более ста предприятий авиационной, радиоэлектронной и электротехнической промышленностей, а также некоторые академические институты РАН. В частности, силовую установку для ПЭС разработает пермское КБ «Авиадвигатель». В кооперации с другими предприятиями оно модернизирует двигатель ПС-90А и его систем под концепцию ПЭС. А для испытаний нового оборудования создадут летающую лабораторию на основе Ту-214.

 

«При разработке экспериментального двигателя на базе ПС-90А для ПЭС следует использовать весь опыт, накопленный нами при создании двигателя ПД-14. Мы должны применить технологии – от проектирования до производства – конкурентоспособные в первой четверти XXI века», – подчеркнул генконструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев.

 

Переход к концепции самолета с полностью электрифицированным оборудованием является одним из стратегических направлений развития мировой авиации.