Локомобиль – гибрид грузовика и тепловоза

Новый вид техники – локомобили – начал выпускать Челябинский тракторный завод (ЧТЗ)

Тяговый модуль вагонов ТМВ-2 – это многофункциональное транспортное средство на комбинированном рельсо-колесном ходу. Задумано для работы, прежде всего, на предприятиях, имеющих железнодорожные пути – там, где невыгодно содержать тепловоз или брать дорогую железнодорожную технику в аренду. На пневмоколесном ходу предназначено для транспортировки грузов на платформе или прицепе по автодорогам. Может использоваться и в подразделениях РЖД, как коммунальная машина – если оборудовать его спереди щетками для чистки путей или лопатой для уборки снега.

Фактически это гибрид грузового автомобиля и локомотива. ТМВ-2 снабжен гидростатическим приводом, с помощью которого может трогаться с максимальным тяговым усилием (сдвигать с места большой груз). Способен переставлять платформы весом до 1000 тонн. К примеру, на испытаниях буксировал до 30 вагонов. А кроме того, умеет легко переезжать с одного пути на другой.

«Эта техника не просто новая, она инновационная, – с гордостью отметил заместитель директора ЧТЗ по конструкторским разработкам и технологии Леонид Зелепухин. – Сама идея постановки колесной техники на комбинированный ход не нова. Но эта машина уникальна: для выполнения маневровых работ взята не готовая база, не серийное шасси. Модуль был спроектирован «с нуля», под конкретную задачу».

Конструкторы Уралвагонзавода трудились над этой разработкой два года. Установочная партия из пяти машин была изготовлена в Нижнем Тагиле.  

Одна из машин проходила испытания в Увельском районе Челябинской области. Локомобиль полгода работал в рудоуправлении. Использовался непрерывно, в три смены, перевозя по 10 груженых глиной вагонов. За это время предприятие полностью отказалось от аренды тепловоза.

Сегодня на ЧТЗ собирают несколько модулей. Один – для участия в столичной международной выставке СТТ-2014. Другой – в опытную эксплуатацию за рубеж.

В 2014 году планируется изготовить 50 тяговых модулей – по 25 в Челябинске и в Нижнем Тагиле. В следующем году ЧТЗ начнет выпускать эти машины самостоятельно и по серийной технологии.