На Оке строится первый в постсоветское время гидроузел

Запущена первая очередь объекта – судоходный шлюз и водосбросная часть плотины. Началось движение судов. Весь комплекс работ должен завершиться в декабре текущего года.

В Рыбновском районе Рязанской области 26 июня состоялся пуск судоходного шлюза гидроузла «Кузьминск» и водосбросной части плотины. Началось рабочее движение судов, сообщил Рязанский деловой портал «YA62.RU».

Это первое в постсоветском периоде полное строительство гидроузла на реках страны.

Старый гидроузел был возведен в 1914 году и эксплуатировался на протяжении 100 лет. В настоящее время он находится в предаварийном состоянии и уже не может работать в полном объеме. Гидроузел не обеспечивает нужного уровня воды – из-за этого речным транспортным средствам приходится ходить загруженными лишь на треть, что экономически невыгодно.

Чтобы обеспечивать нормальное передвижение грузовых и туристических судов, на смену старому строится новый гидроузел. «Кузьминск» работает в каскаде с расположенным выше гидроузлом «Белоомут» на Оке и гидроузлами Москворецкой системы по реке Москве и обеспечивает необходимые для судоходства глубины на 50-километровом участке реки Оки до гидроузла «Белоомут». Каскад соединяет город Москву через Оку с Волгой и, соответственно, с крупным промышленно-торговым центром России – Нижним Новгородом и Поволжьем.

В дальнейшем в Белоомуте будет построен аналогичный гидроузел. Еще одно подобное, но более мощное сооружение планируется вблизи впадения Оки в Волгу. Предполагается, что весь комплекс работ гарантированно обеспечит судоходство по Оке на всем ее протяжении.

На открытии первой очереди сооружения присутствовал губернатор Рязанской области Олег Ковалев.

«Новый гидроузел – это важный для нас объект с точки зрения экономики и туризма области, – подчеркнул глава региона. – Потому что издревле существовал речной путь от Астрахани до Москвы, и проходил он через Рязань. Сейчас, к сожалению, путь отсутствует из-за низкого уровня воды. Решение, которое было принято на федеральном уровне о возобновлении судоходства по Оке – это серьезное решение, которое имеет перспективы».

Заказчиком строительства гидроузла является ФГБУ «Канал имени Москвы». Генеральным подрядчиком – компания «Сталь». Общий объем капиталовложений составил 5,3 миллиарда рублей.

По словам руководителя «Канала имени Москвы» Анатолия Сокуренко, данный объект является уникальным в своем роде: технология гидропривода новая и не применялась на подобных объектах ранее.

Протяженность «Кузьминска» составляет 3 км, длина камеры шлюза – 276 м, ширина – 18 м. Как говорят сотрудники гидроузла, у шлюза «шесть сердец» – механизмов, которые регулируют его автоматическую работу.

Предполагается, что до середины декабря старое сооружение будет демонтировано. Окончание работ по строительству нового гидроузла ожидается 15 декабря 2015 года. После ввода в эксплуатацию гидроузла Кузьминск в новом створе гарантированная глубина на этом участке Оки стабилизируется, что позволит возобновить туристический маршрут «Московская кругосветка» и увеличить загрузку судов.

Ожидается, что в полном объеме «Кузьминск» заработает уже в 2016 году.