Беспилотный КАМАЗ: первые поездки

Предполигонные испытания грузовика в Набережных Челнах прошли успешно. На следующей неделе беспилотник проверят на трассе закрытого полигона в подмосковном Ногинске.

Грузовик КАМАЗ совершил первые пробные поездки под управлением системы искусственного интеллекта, сообщила «Российская газета» со ссылкой на представителей компании Cognitive Technologies, занимающейся разработкой программного обеспечения для машины.

«Беспилотный автомобиль уже сегодня способен самостоятельно управлять педалями газа и тормоза, приводом руля и автоматической коробкой передач. Разработки идут в штатном режиме», – сообщила руководитель компании Ольга Ускова.

Испытания проводились в Набережных Челнах на закрытой площадке размерами 200 на 50 метров. КАМАЗ самостоятельно трогался с места, поворачивал, реагировал на препятствия и останавливался. Скорость движения при этом не превышала 10 километров в час.

На следующей неделе испытания беспилотника начнутся на трассе закрытого полигона в подмосковном Ногинске. В них будут заняты уже два автомобиля: беспилотник (впрочем, в его кабине водитель все же будет присутствовать – но только для подстраховки) и обычный КАМАЗ.

«Второй, стандартный, грузовик потребуется для имитации движения в колонне и других режимов», – пояснил главный конструктор по инновационным продуктам научно-технического центра (НТЦ) КАМАЗа Сергей Назаренко.

Специалисты компаний «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies настроили и обучили автомобиль разным режимам движения. Так, во время испытаний в Ногинске будут проверены около десяти вариантов, в том числе режим дистанционного управления, режим движения по заданному маршруту, движение в колонне и другие. Кроме того, будет апробировано автономное движение автомобиля по информации, получаемой только с видеокамер и сигналов GPS/ГЛОНАСС, без помощи радаров и лидаров.

В процессе испытаний специалисты проверят, как «видит» автомобиль, правильно ли определяет дистанцию. Конструкторы стремятся довести систему распознавания объектов по видеосигналу до 100-процентной вероятности.

Прототипом беспилотного автомобиля является серийная модель КАМАЗ-5350. На его корпусе установлены компоненты, необходимые для отработки разных режимов автономного движения автомобиля: четыре видеокамеры (две впереди и две сзади), три радара и лазерный дальномер (так называемый активный оптический сенсор лидар). Внутри, в кабине, находятся приводы органов управления и два компьютера, соединенных сетью Ethernet. Управляется автомобиль с помощью джойстика – мобильного пункта дистанционного управления. Монтаж этого оборудования был завершен в начале мая в научно-техническом центре КАМАЗа.

Российский беспилотный грузовик, в отличие от зарубежных аналогов, использует технологию пассивного компьютерного зрения, сходного с человеческим восприятием визуальной информации. Этот подход применяется вместе с активной (излучающей) моделью, используемой, к примеру, в Google Car.

Кроме того, зарубежные модели, по словам Усковой, ориентируются на идеальные условия дорожного движения: хорошую погоду, качественную разметку.

«Важной особенностью нашего проекта является возможность реальной работы в российских условиях, – подчеркнула руководитель компании-разработчика. – Наш подход к системе машинного зрения позволяет распознавать дорожную сцену (в том числе границы дороги, ширину полос движения) при отсутствии какой-либо разметки».

Система способна обнаруживать на дороге практически любые препятствия, вплоть до выбегающей на проезжую часть собаки. Время реакции на них не превышает 0,3 секунды.

Напомним, работа по проекту «Авторобот» ведется в трех сегментах: SmartPilot, AirPilot и RoboPilot. Первый – это создание помощников для водителя, которые могут затормозить автомобиль в случае опасности. Второй – создание машин с дистанционным управлением. Третий – разработка машин, которые способны работать вообще без водителя или в режиме автопилота.

Серийное производство беспилотных машин, как заявил недавно генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, может начаться не раньше, чем через два года.

Проект беспилотного грузовика предполагает создание серийного образца к 2020 году. На его реализацию Минобрнауки выделило 300 миллионов рублей. Ожидается, что на дорогах общего пользования такие беспилотники могут появиться не ранее 2025–2027 года.