Первый мост между Россией и Китаем откроют в 2016 году

Строительство железнодорожного моста через Амур между РФ и Китаем начнется до 5 мая 2015 года. Он соединит село Нижнеленинское в Еврейской автономной области и город Тунцзян (отсюда его название – Тунцзянский) китайской провинции Хэйлунцзян. Мост позволит сократить путь для российских грузов, поставляемых в Китай, на 700 километров, что уменьшит время перевозки на семь часов. Ежегодно по нему можно будет перевозить более 21 миллиона тонн грузов.

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев поручил главе Министерства транспорта (Минтранса) Максиму Соколову обеспечить до 5 мая 2015 года начало строительства российской части железнодорожного моста через Амур из РФ в КНР. Данное поручение сделано по итогам состоявшегося в Хабаровске 4 апреля совещания о реализации на Дальнем Востоке мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Документ размещен на сайте Правительства РФ.

«Минтрансу России (Михаилу Соколову) принять меры для начала строительства российской части железнодорожного мостового перехода через реку Амур на участке российско-китайской государственной границы в районе населенного пункта Нижнеленинское Еврейской автономной области (Российская Федерация) и города Тунцзян провинции Хэйлунцзян (Китайская Народная Республика) с учетом ранее данных поручений», – говорится в поручении. Срок исполнения – до 5 мая 2015 года.

Ранее сообщалось, что строительство первого моста через Амур между Россией и Китаем начнется в 2014 году.

Протяженность моста составит 2215 метров. Стоимость проекта – 9 миллиардов рублей.

«Это первый мост между Россией и Китаем, сейчас вообще нет мостов между нашими странами: ни автомобильных, ни железнодорожных», – прокомментировал событие генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев.

Соглашение о строительстве моста было подписано 20 июня 2013 года. Его возведение позволит создать новый экспортный коридор между Россией и Китаем и снять инфраструктурные ограничения по транспортировке грузов с новых месторождений, разрабатываемых в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Переход также существенно повысит оборачиваемость грузов и конкурентоспособность российских производителей и экспортеров региона, сократив расстояние транспортировки до конечного потребителя примерно на 700 километров по сравнению с другими действующими экспортными железнодорожными маршрутами. Время перевозки уменьшится по крайней мере на семь часов.

На первом этапе реализации проекта пропускная способность мостового перехода составит 5,2 млн тонн в год. На втором этапе через эту новую транспортную артерию, связывающую Россию с Китаем и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, ежегодно будет перемещаться более 21 миллиона тонн грузов. Через мост планируется экспортировать в КНР железную руду, уголь, минеральные удобрения, лесную продукцию и другие товары.

С китайской стороны строительство началось в феврале 2014 года. Как сообщает China Daily, КНР хочет завершить строительство своей части моста в Россию к концу текущего года.

Менеджер проекта компании China Railway Major Bridge Engineering Group Линь Юнхань рассказал, что китайские рабочие трудятся в две смены, чтобы уложиться в запланированные сроки. В строительстве моста принимают участие более 700 рабочих.

Власти Китая планируют затратить на реализацию этого проекта порядка 431 миллиона долларов. Средства будут распределены также на развитие прилегающей к мосту инфраструктуры. Планируется, что китайская часть моста составит 1,9 тысячи метров, российская – 315 метров.

В конце декабря 2014 года «Железнодорожная компания Тунцзян» (входит в корпорацию Chinese Railways) досрочно построила фундамент китайской части моста через Амур. По данным председателя ассоциации прикладной экономики провинции Чжан Чуньцзяо, к настоящему моменту в мост с китайской стороны инвестировано 952,44 миллиона юаней (около 7,8 миллиарда рублей), что составляет 36,86 процента от общей суммы запланированных вложений.

Российскую часть моста должно строить ООО «Рубикон». В ноябре 2014 года дочерние структуры Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и China Investment Corporation выкупили его у IRC, «дочки» золотодобывающего альянса Petropavlovsk, за 174 миллиона рублей. Мост строится на условиях государственно-частного партнерства.

Международный проект планируется завершить в декабре 2016 года.