Ходовые испытания «Янтаря» прошли успешно

Океанографическое судно «Янтарь» выполнило 90 процентов программы госиспытаний. Корабль не имеет аналогов в мире – оно оснащено комплексом глубоководных аппаратов, способных погружаться более чем на шесть километров (для сравнения: глубина Марианской впадины – 11 километров).

Океанографическое судно «Янтарь», которое было построено на одноименном Прибалтийском судостроительном заводе в Калининграде по заказу Министерства обороны РФ, завершило первые ходовые испытания в Балтийском море, сообщила газета «Военно-промышленный курьер» со ссылкой на пресс-секретаря предприятия Сергея Михайлова.  

«В рамках первого выхода в море, который занял восемь суток, на океанографическом судне «Янтарь» выполнено 90 процентов программы госиспытаний», – сообщил Михайлов.

В частности, были проверены маневренные и скоростные характеристики судна, надежность всех агрегатов, систем и узлов, навигационных, радиотехнических и других средств, которыми оснащен этот корабль нового поколения.

«Янтарь» – океанографическое судно нового поколения с неограниченной зоной действия, головной корабль проекта 22010 разработки Центрального морского конструкторского бюро (ЦМКБ) «Алмаз». Судно предназначено для исследования толщи Мирового океана и его дна.

По словам конструкторов, «Янтарь» не только значительно превосходит аналогичные суда советской постройки – по своим тактико-техническим характеристикам, но и не имеет аналогов в мире – по комплексу технических средств.

«Это уникальное судно в этом плане. На нем есть весь комплекс, обитаемые и необитаемые аппараты, буксируемые системы, океанографическое оборудование. Чтобы все это было на одном судне – такого в мире еще нет», – рассказал о корабле в день его  спуска на воду в декабре 2012 года главный конструктор направления морских судов обеспечения и кораблей спецназначения ЦМКБ «Алмаз» Александр Форст.

«Судно имеет целый набор необитаемых автономных управляемых аппаратов, а также обитаемых аппаратов типа "Русь", "Консул", "Мир". Также судно будет использоваться для спасательных целей, его оборудование позволит осуществлять поиск затонувших предметов на дне», – добавил начальник Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ вице-адмирал Алексей Буриличев.

Глубоководные аппараты, которые размещены на бору судна «Янтарь», способны опускаться более чем на шесть километров. Несколько лет назад в прессе активно обсуждали информацию о том, что Россия собирается исследовать дно Марианской впадины – самое глубокое (более 11 километров) место планеты. За всю историю человечества погружения в нее проводились лишь однажды – японскими учеными. Не исключено, что когда-нибудь «Янтарь» послужит именно этим целям. Но пока корабль будет работать преимущественно в бассейне Атлантического океана.

Контракт на строительство судна был подписан с Главным управлением глубоководных исследований Минобороны РФ в феврале 2009 года. В день 65-летия завода «Янтарь», 8 июля 2010 года, началось строительство корабля – отсюда и его название. Длина судна – 108,1 метра, ширина – 17,2 метра, водоизмещение – 5,2 тысячи тонн.

В настоящее время «Янтарь» находится в порту Балтийск и готовится ко второму, завершающему плаванию по программе государственных ходовых испытаний. Их начало запланировано на 3–4 апреля.

«Второй выход в Балтийское море судна “Янтарь” будет несколько короче первого и продлится порядка недели», – уточнил Михайлов.

После этого судно отправится обратно в город Балтийск Калининградской области, на завод, где его строили. Здесь его оснастят всем необходимым оборудованием для исследований, проведут общую ревизию и подготовят к передаче заказчику.

«Все будет делаться в ускоренном режиме, но не в авральном, не в ущерб качеству», – подчеркнул представитель судостроительного завода.

По словам экспертов, тот факт, что российский флот обзаведется еще одним исключительно научным судном, не может не радовать, так как со времен распада СССР масштабных судостроительных научных проектов практически не было.

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» образован 8 июля 1945 года. В текущем году предприятие отметит юбилей – 70 лет со дня основания. Завод специализируется на строительстве мало- и среднетоннажных судов военного и гражданского назначения, а также на проведении судоремонтных работ. За время существования на заводе построено 160 боевых кораблей и более 500 гражданских судов. Контрольный пакет акций ПСЗ «Янтарь» принадлежит Объединенной судостроительной корпорации.