Ученые Санкт-Петербурга создали «мобильный аэропорт»

Быстроразворачиваемая радиолокационная система предназначена для посадки любого летательного аппарата, в любых условиях и в любом, даже необорудованном месте. Система устойчива к «электромагнитному хулиганству», легко размещается на местности и не требует специальной подготовки.

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича разработали устройство, с помощью которого можно будет посадить любой летательный аппарат на любую, даже неподготовленную площадку, сообщило издание «Наука и технологии России».

Радиолокационная система состоит из нескольких малогабаритных постов, способных устанавливать связь с самолетом, вертолетом или беспилотником. Она может с высокой точностью считывать их пространственные координаты и скорость их изменения, благодаря чему посадку летательного аппарата будет возможно провести с ювелирной точностью.

Больше всего устройство пригодится там, где система управления воздушным движением развита недостаточно. Например, в горах, в труднодоступных районах Сибири и Крайнего Севера, на буровых платформах.

«Если нужно срочно использовать летательный аппарат, допустим, при проведении проектно-изыскательных работ или поисково-спасательных операций, и нерационально возводить наземную инфраструктуру для его управления, то поможет наша система», – поясняет руководитель проекта, профессор кафедры радиотехнических систем Евгений Борисов.

Сегодня, чтобы решить подобную задачу – посадить летательный аппарат на неподготовленную площадку, используют специальные радиолокаторы и ГЛОНАСС/GPS. Однако, современные спутниковые навигационные системы, по мнению Борисова, имеют один существенный недостаток: низкую устойчивость при воздействии средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Другими словами, «глушилки» GPS навигаторов и ГЛОНАСС систем легко блокирует все сигналы спутников, использующие частоты ГЛОНАСС/GPS.

«Такие устройства можно купить практически на любом радиорынке, схемы этих устройств выложены в Интернете, продажа в интернет-магазинах налажена, – объясняет ученый. – Собрать эти устройства может радиолюбитель со средней квалификацией. Это открывает широкие двери «электромагнитному хулиганству», последствия которого сложно предугадать».

Развитие специальной аппаратуры для подавления систем спутниковой навигации происходит очень быстрыми темпами. Уже зафиксированы даже случаи «угона» беспилотников – с использованием специальных систем.

«Также бывают ситуации, когда уровень сигнала – очень слабый. Например, внутри помещений, в зонах плотной городской застройки, горных ущельях. И тогда посадить аппарат в определенное место крайне сложно. Кроме того, наблюдается недостаточно высокая точность местоопределения за 60-ой параллелью, где погрешность позиционирования может достигать более 100 метров», – перечисляет Борисов.

Во всех этих случаях и может быть использована Санкт-Петербургская радиолокационная система.

«Ее быстро доставят в нужный район, развернут на местности и задействуют для решения навигационных задач. Для того, чтобы ей пользоваться, даже не нужно будет особой подготовки», – заверяет ученый.

Система будет применима практически к любым видам летательных аппаратов: от миниатюрных беспилотников до транспортной авиации. В зависимости от практической задачи, а также от рельефа местности можно будет развернуть единовременно от 5 до 36 постов.

Каждый пост представляет собой антенну с приемо-передающими модулями, выполненными по технологии программно-определяемых радиосистем, процессор и автономный источник энергоснабжения. Современные технологии систем передачи данных позволяют обмениваться между модулями служебной информацией, образуя сетевую структуру. Модули будут излучать сигнал, который способна уловить и обработать аппаратура любого воздушного судна. «Объект в небе», в свою очередь, ответит постам сигналом, по которому система из расставленных на разных позициях постов сможет прочитать все данные: от типа воздушного судна до его координат в динамике и предполагаемых наземных целей.

По сути, это быстро мобилизуемый диспетчерский пункт, работающий в любых условиях без привлечения профессиональных диспетчеров.   

В настоящее время окончен этап теоретических проработок, закуплено необходимое оборудование, ведется сборка системы. Испытания новой установки, предположительно, состоятся в 2016 году на радиополигоне в Ленинградской области.

Проект «Разработка экспериментального образца многопозиционной автономной радиотехнической быстроразворачиваемой системы наземной инфраструктуры воздушного транспорта для посадки летательных аппаратов на неподготовленные площадки» поддержан ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014–2020 годы».