Россия вывела на рынок новый сорт нефти

Нефть Sakhalin Blend удалось продать на 2–3 доллара дороже котируемого на бирже сорта Dubai Crude. Повышая качество своей нефти и далее, российские нефтяники планируют потеснить арабские нефтяные компании на азиатском рынке.

Новый сорт российской нефти Sakhalin Blend выведен на рынок совместным предприятием России, Японии и Нидерландов Sakhalin Energy, сообщил Neftegaz.ru со ссылкой на представителей компании.

Сорт Sakhalin Blend появился в результате смеси сахалинской нефти марки Vityaz с газовым конденсатом с Киринского месторождения. Благодаря последнему, количество испаряемых полезных фракций у этой нефти выше. Другими словами, из нее можно получить больше бензина и дизельного топлива.

Поставки нового сорта нефти будут осуществляться в страны Азии. Предприятие уже реализовало четыре танкера. Покупателя в Sakhalin Energy не раскрывают.

Основными мировыми сортами нефти являются Brent, WTI, Dubai Crude. Цены на них для удобства производителей и потребителей используются как ориентир при покупке и продаже других различных видов сырой нефти.

Российская нефть также торгуется не самостоятельно, а в привязке к основным сортам – Brent (к нему по качеству приближена Siberian Light), WTI (ему соответствует российская Urals). Стоимость сахалинской нефти марки Vityaz привязана к третьей по котируемости нефти в мире – Dubai Crude.

Нефть нового сорта Sakhalin Blend удалось продать на два–три доллара дороже дубайской. В этом, по мнению экспертов, и состоит смысл создания нового эталона – обострение конкуренции.

«Мы серьезно тесним на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона страны Ближнего Востока, которые сейчас демпингуют, – поясняет директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Новое качество позволило нам отвязаться от их спекулятивно низкой стоимости – это борьба за потребителя и ничто другое, маркетинговый ход».

Мировые цены на нефть складываются не только исходя из объективных экономических факторов. Значительную роль играют и спекулятивные – например, распространение информации, иногда ложной. Чтобы не зависеть от этих подобных вещей, в России еще в 1990-х годах пытались создать собственную маркировочную таблицу и зафиксировать биржевой эталон.

«Но в то время российские нефтяники отказались от отечественной маркировки, просто потому что не имели опыта работы на бирже и не хотели его иметь, жалуясь на биржевые сборы, – вспоминает Танкаев. – И вот сейчас мы пожинаем плоды. Если бы тогда вывели на биржу свою маркировку, то сейчас были бы избавлены от спекулятивной составляющей падения цен. Поэтому сейчас надо срочно создавать свой котировочный цент и постепенно приучать трейдеров к новому эталону».

«До самостоятельной торговли нашими сортами на глобальной бирже очень далеко, – уверен директор аналитического отдела инвесткомпании «Доверие» Нарек Авакян. – Наш сорт Urals торгуется только на внутренней бирже, где помимо российских переработчиков ее покупают не больше одной-двух иностранных компаний. Чтобы вывести на международную биржу свой сорт, должно пройти не менее 10-15 лет – пока зарегистрируют, пока привыкнут трейдеры. Это долгий процесс».

С 2010 года нефть марки Vityaz, добываемая на «Сахалине-2», поставлялась через порт Пригородное в Японию (33,9 %), Южную Корею (33,6 %), Китай (24,8 %), Тайвань (1,6 %), Филиппины (1,6 %) и США (1,5 %). Всего добыто 47 млн тонн.

На мировой рынок Россия поставляет пять сортов нефти: тяжелую Urals, легкую Siberian Light, Sokol, ESPO и REBCO (Russian Export Blend Crude Oil).

Всего же в мире добывается несколько десятков сортов нефти. Сорт нефти зависит от качественных характеристик, состава, однородности, плотности. Химическая формула нефти отличается от скважины к скважине, и чтобы упростить экспорт были придуманы некие стандартные сорта нефти, которые к тому же разделили на две группы: легкие и тяжелые. Стандартом для международных рынков нефти служит нефть сортов Brent, WTI и Light Sweet.

Для получения товарных продуктов нефть должна быть подвергнута переработке. Эффективность переработки зависит от двух основных параметров – плотности нефти и содержания в ней серы.

Наибольшей ценой обладают легкие светлые нефтепродукты, такие как бензин, авиакеросин, дизельное топливо. Темные нефтепродукты (мазут, печное топливо) иногда стоят дешевле сырой нефти. Нефть низкой плотности (легкая нефть) при первичной перегонке дает больший выход светлых фракций, поэтому такие сорта нефти ценятся выше.

По «серности» нефть подразделяется на высокосернистую (кислую, sour) и малосернистую (сладкую, sweet). Соединения серы наносят серьезный вред природной среде, кроме того, они нарушают работу каталитических систем нейтрализации выхлопных газов, устанавливаемых на современных автомобилях. Требования к содержанию серы в топливе ужесточаются. Всего несколько лет назад широко применялось дизельное топливо, содержащее 0,3-0,5% серы, а сейчас счет ведется на сотые доли процента. Принятый в Европе стандарт «Евро-5» ограничивает содержание серы в дизельном топливе уровнем 0,001%.

Sakhalin Energy Investment Company Ltd. («Сахалин Энерджи») – нефтегазовая компания, оператор проекта «Сахалин-2». Ведет освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на северо-восточном шельфе острова Сахалин. В задачи компании входят добыча, транспортировка, переработка и маркетинг нефти и природного газа.

Компания работает на основе Соглашения о разделе продукции (СРП). Соглашение подписано между «Сахалин Энерджи» и Российской Федерацией (в лице Правительства РФ и администрации Сахалинской области) в июне 1994 года. Это соглашение стало первым СРП в России.

Акционеры «Сахалин Энерджи»: ОАО «Газпром» (50% акций плюс одна акция); концерн «Шелл» (27,5% акций минус одна акция); группа компаний «Мицуи» (12,5% акций); группа компаний «Мицубиси» (10% акций).